ГБУДПО «Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного образования
Конспект урока
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры» в 4 классе)
Тема «Пасха»
Составила: Глухова Елена Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Приреченская СОШ», Рузаевского района
Саранск 2017
Технологическая карта
Ф.И.О. Глухова Елена Александровна
Должность Учитель начальных классов МБОУ «Приреченская СОШ»
Предмет Основы религиозных культур и светской этик (модуль основы православной культуры)
УМК А.В. Кураев «Основы православной культуры» .Издательство «Просвещение»
Тип урока Урок введения нового знания
Технология построения урока Системно-деятельностныйТема урока Пасха
Цель, задачи
В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.
В области формирования УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
Основные термины, понятия Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы
Оборудование и инструментарий Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Пасха». Пасхальные обычаи», аудиозаписи Гимна Пасхи, Христос воскрес, колокольный звон, инструментальная музыка. Карточки - задания для каждого обучающегося, для пары и для группы обучающихся, ватман, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы.
Планируемые результаты урока Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.
Предметные умения: Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.
Метапредметные умения Познавательные УУД Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.
Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.
Личностные УУД Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.
Регулятивные УУД Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).
Коммуникативные УУД
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание
Формы работы Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
I .Организационный момент
Весело звенит звонок,
Начинаем наш урок
Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок для вас и для меня, давайте постараемся работать в тесном сотрудничестве. Я желаю всем успехов. Пожелайте и вы друг другу успехов в преодолении трудностей. И, в свою очередь, я постараюсь быть вам хорошим помощником. Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний.
Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.
Личностные:
проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
II .Актуализация опорных знаний.
На уроках ОПК мы говорили с вами о человеке и Боге в православии, о проповеди Христа, о Христе и Его кресте.
- Зачем Бог стал человеком?
(Бог-это любовь. Он создал людей и любит их. А кого любят, стараются быть рядом с ними. Поэтому Он решил стать единым с ними. Он хотел испытать все, что свойственно человеку и конечно смерть.)- Как стал именоваться Богочеловек?
(Иисус Христос-имя Иисус значит спасает. Христос именуется Спасителем, потому что, он пришел еще и спасти людей.)- От чего спасает людей смерть Иисуса Христа?
(То же что и сегодня: от смерти, потери души, потери Бога. Зло, которое творили люди до распятия Христа, он вызывает на бой. Он берет на Себя грехи людей всего мира.)- Как вы думаете, история Иисуса Христа закончилась его распятием?.Кто знает, что с ним случилось?
(Он воскрес.)
- А что значит воскрес?
Учащиеся. ?- Знакомое вам слово « воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень « кресс» означает « жить, сиять, сверкать. А Воскресение- день возобновления к жизни.
Отвечают на вопросы.
Проверяют правильность выполнения домашнего задания. Познавательные УУД: уметь объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест».
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывания.
Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
III .Постановка учебной задачи.
(На доске слова):
Христос воскресе христосованье крестный ход
- Прочитаем слова на доске.(1 ученик читает).
- Как могут быть связаны эти слова с воскресением Христа? С каким словом, ассоциируются эти слова?
(Пасха.)
(в центре доски открывается слово Пасха)
- Какое слово или слова вам подсказали? Какие еще слова ассоциируются со словом Пасха?
(Пасхальные яйца, кулич, Пасха, верба, игры, церковь.и.т.д)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(О Пасхе.)
- У нас сегодня необычный урок. Урок –праздник. Мы будем говорить о христианском празднике Светлом Христовом Воскресенье или как еще говорят Пасха Христова.
- Что вы знаете о празднике Пасхе?
- С этим праздником действительно связано много традиций, символов. Но знаете ли вы, какова история возникновения Пасхи? Почему о Пасхе говорят как о Великом христианском празднике?(ответы учащихся)
- Какую цель урока мы с вами поставим?
(Узнать историю происхождения праздника, традиции, символику, обычаи.)
Ответы учащихся
Высказывания детей.
Учащиеся формулируют тему урока
«Пасха».
Определяют цель урока.
Личностные УУД: установление взаимосвязи слова Пасха с жизнью Иисуса Христа
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
IV. Открытие новых знаний.
Динамическая пауза В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
Все мы радуемся Пасхе и весне.
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.
« Проснись земля,- они вещали.- проснись, твой царь, твой Бог воскрес»
Пасха – это воскресение к жизни.
Исследуйте текст, предлагаемый в учебнике и дайте краткий, но обоснованный ответ на вопрос: в чём заключается воскресение Христа?
- Открыть новые знания о Пасхе нам поможет фильм.
Просмотр видеофрагмента
Пасха. Пасхальные обычаи.
- Во время просмотра видео заполните таблицу:
Знаю Узнал
Анализ видеофрагмента.
Взаимные вопросы.
Вывод. Пасха празднуется 40 дней.
Прослушивание и анализ Гимна Пасхи.
- Предлагаю вам послушать Гимн Пасхи.
Анализ музыкального произведения.
Вывод. Пасха – Праздник Праздников.
Игра с сувенирными пасхальными яйцами. Подойдите к однокласснику, поприветствуйте друг друга и обменяйтесь яйцами. Слушают.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Обучающиеся читают текст в учебнике. Работают с информацией, представленной в учебнике, с целью поиска и выделения необходимой информации.
Высказывания обучающихся.
Смотрят видеофрагмент и делают записи в таблицу.
Анализируют что нового узнали из просмотренного видеофрагмента, делают вывод.
Слушают.
Анализируют.
ХристосоваютсяРегулятивные УУД:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД:
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное, развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.
V. Закрепление учебного материала.
Подготовка и защита мини-проекта.
Работа в группах.
-Сейчас вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила совместной работы. (Инструктаж по работе в группах).
Распределите обязанности.
Подготовка мини-проекта. Работа каждой группы по плану.
Задания группам
1 группа: выпустить стенгазету «Яйцо – символ Пасхи».
2 группа: выпустить стенгазету «Пасхальные открытки».
3 группа: подготовить защиту мини-проекта, проведя интервью с присутствующими и собрав обобщённую информацию от каждой группы.
Поиск информации.
Выполнение проекта.
Презентация работ. Во время презентации происходит взаимообъяснение.
Вывод. Расширили знания о традициях празднования Пасхи. Называют правила работы в группе
Ведут диалог с учителем.
Обсуждают, договариваются.
Выбирают лидера группы
Каждая группа получает индивидуальное задание.
Ищут информацию в учебнике с. 29 – 31 Русская Пасха, работают с информацией, представленной педагогом.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Работают в группе.
Каждая группа представляет свою коллективную работу классу.
Познавательные:
выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;
Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме.
Личностные:
проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других.
VI. Итог урока.
Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Я прошу вас ответить на вопросы
- Какую цель мы ставили в начале нашего урока?
- Какие задачи решил каждый из вас?
- Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
- Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
- Что наиболее интересным вам показалось на уроке?
- Что бы вы хотели узнать ещё о Пасхе?
Вывод. Открыли новые знания, учебный материал усвоен всеми. Участвуют в обсуждении вопросов.
Отвечают на вопросы. Личностные:
- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- уметь аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.
Предметные:
актуализировать имеющиеся знания по теме.
VII. Домашнее задание.
Задание на дом (на выбор).
- Как вы думаете, вы всё знаете о празднике Пасха?
Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме.
1. Учебник с. 28 – 31 ответить на вопросы, подготовиться к викторине.
2. Напишите сочинение на тему «Празднование Пасхи в моей семье». Получают задание на листочках.
Отвечают.
Слушают рекомендации учителя. VIII. Рефлексия.
- Вы хорошо сегодня потрудились.
- Возьмите сувенирные пасхальные яйца.
Подойдите к доске и поместите яйца в одну из корзин:
1 корзина: материал урока был полезен.
2 корзина: материал урока бесполезен.
- Сделайте комплимент своим одноклассникам за работу на уроке.
Спасибо за работу. Выражают свое отношение к уроку и делают комплименты..Личностные УУД:
Личностное самоопределение
Регулятивные УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Коммуникативные УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Проект учебного занятия

модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ

ФИО (полностью)

Белянина Юлия Владимировна

Тема и номер урока в теме

Урок № 8 «Пасха»

Цель урока

Познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитать дружелюбие

Основные понятия

Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха)

Тип урока

Комбинированный

Формы работы учащихся

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге

Оборудование

Учебник, тетради, рабочие листы, дневник самонаблюдений, проектор, компьютер

Ход урока:

I . Организационный момент.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Праздник Пасхи наступает

Торжество нас ожидает.

II . Проверка домашнего задания по теме: «»Христос и Его крест».

Вопросы и задания

1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.

III . Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. (Показать иллюстрацию распятия Христа).

На Пасху всем разрешается звонить в колокола, колокольный звон звучит кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще - Светлое Воскресение или Христов день.

По важности благодеяний, полученных нами через Воскрешение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью.

Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Новозаветная Пасха- праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства, от всего низкого, дьявольского и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям.

Русские люди связывают Пасху с весной – жизнью природы, с расцветом добрых чувств – единением людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскресением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и Бессмертия над злыми силами ада.

Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.

Главный пасхальный гимн звучит так:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».

На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.

Расскажите, ч то вы знаете о христианском обычае дарить на Пасху крашеные яйца

IV . Работа по теме урока.

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28.

Запись в тетради, что такое Воскресение.

Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и на иконах.

Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.

Запись в тетради понятия Пасхи .

В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе (Приводится пример из учебника на странице 29).

Напишите небольшое сочинение на тему «Пост» или «Пасха»

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ и использовали в продуцирующих земледельческих и скотоводческих обрядах, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

Нарисуйте пасхальную открытку

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

В одно из весенних воскресений православные христиане особо торжественно отмечают Пасху Христову. Празднику предшествует почти двухмесячный пост. (Один из учащихся делает сообщение о Великом посте перед Пасхой, подготовленное заранее).

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.

Работа с интерактивным моментом .

Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?

(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная пасха)

Рассказ учителя о каждом из угощений, опираясь на уже имеющиеся знания у детей и интерактивный момент.

Предлагается учащимся дома расспросить бабушек или мам о том, какие ещё есть секреты окрашивания яиц и рецепты приготовления пасхи и кулича. Рассказать об услышанном на уроке.

VII . Групповая работа – Пасхальные игры.

Учитель.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

VIII . Подведение итогов урока.

Учитель.

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. В чем состоит христианский пост?

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

IX . Рефлексия.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Учитель.

Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

Ученики.

Воистину воскрес!

X . Задание на дом (на выбор):

1. Подготовиться к сочинению на одну из тем.

2. Подготовиться к выполнению задания: создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.

Выявите, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Напишите рассказ о пасхальных традициях

Определите, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?

Что означает слово воскресение?

Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

2) Русская Пасха.

- Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

Рассказ учителя.(обобщение)

Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

4) Беседа о том, как правильно красить яйца

Ч то же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?

Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями.

Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

Игра.

Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо (скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

Показ презентации.(Слайд 13)

Рассказ учителя:

История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть опять принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

А на все остальные вопросы вы будете искать ответы в текстах.

Учитель раздаёт карточки с текстами и вопросами.

Карточка 1. Слово « Пасха» в переводе с еврейского значит «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского.Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование жизни вечной.

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. И отмечается 40 дней. Во все дни этого праздника, продолжающегося до Вознесения Господня, христиане приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» - и ответными словами « Воистину Воскресе!»Об этом событии рассказывает Евангелие.

1.-Что значит слово «Пасха» в переводе с еврейского?

2.-Что символизирует праздник Пасха?

3.-Сколько дней отмечается Пасха?

4.-Как в праздничные дни христиане приветствуют друг друга?

Карточка 2. Праздник Пасхи является переходящим. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна - это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая.Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

1.-Что значит «переходящий» праздник?

2.-Скаким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

Карточка 3. После смерти Христа Его тело положили в гроб - так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

    Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло - миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово.

1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?

2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

3.-Кому первому явился Иисус Христос?

Карточка 4. По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес.И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.

Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!».

1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

2.-Какой символический смысл имеет перенесение Плащаницы в алтарь?

3.-Что символизирует крестный ход?

4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

5.-Что отвечает народ?

Карточка 5.

Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

    Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника.

    На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица.

    Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

    2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

    3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

Карточка 5. О событии сошествия Христа во ад после смерти на Кресте повествует праздничная пасхальная икона. Церковь учит, что момент Воскресения Христа есть великая непостижимая человеческому разуму тайна. Поэтому он не отображён на иконе праздника. На ней изображено сошествие во ад, рассказано об избавлении людей от уз вечной смерти. Но для древнерусской иконы было принято двойное название «Воскресение- Сошествие во ад».

Мы видим на иконе в центре Христа. Вокруг Него круг- мандорла- сияние Божественной славы и света, который Христос принёс во тьму ада. Христос стоит на поверженных вратах ада. Правой рукой Он держит за руку Адама, слева простирает к Спасителю руки Ева. Ещё множество людей населяют пространство иконы- это праведники, которых Христос выводит из тьмы кромешной. Горки на иконе символизируют мир вышний, противостоящий чёрной бездне ада. А по сторонам помещены изображения ветхозаветных пророков и праотцов.

1.Расскажите, что изображено на иконе « Воскресение- Сошествие во ад.»

Показ презентации с вопросами, данными на карточках (слайд 14,15,16,17,18,19)

Показ презентации. (Слайд 20)

Прочитаем вопросы, ответы на них вы найдете на странице 30-31 учебника

1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?.

2.В чём заключается пост?

3.Назовите блюда пасхального стола.

Разработка внеклассного занятия по ОПК в 4 классе Тема «Светлый праздник Пасхи» Учитель: Захарченко Наталья Васильевна МОУ "СОШ № 11 г. Зеленокумска"

Тема: «Светлый праздник Пасхи». Информационно ­ познавательный классный час, посвященный пасхальным обычаям и традициям Цели: ­ расширить знания учащихся о православных традициях русского народа; ­сформировать позитивное отношение к христианским нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа; побуждать детей к изучению духовного опыта народа, ­ воспитывать бережное отношение к его культурному наследию. Задачи:  Приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям;   Формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны; Формирование знаний о духовных истоках становления и развитии культуры российского народа. Оборудование: рисунки детей, иллюстрации, куличи, крашеные яйца, пасхальные сувениры, изделия художественно­прикладного творчества, открытки, шары, ваза с веточками вербы, ваза с цветами. План мероприятия. 1. Оргмомент. 2. Рассказ учителя о Пасхе. 3. Рассказ учителя о Пасхальном яичке. 4. Поздравления с Пасхой. 5. Игры. 6. Итог. Ход мероприятия. Учитель: Добрый день, ребята! Вы любите праздники? ­ Ученики: (ответы детей.) Учитель: А сейчас вы должны будете отгадать зашифрованное слово, и узнаете какой христианский праздник мы будем с вами очень скоро отмечать.

Ученики: Пасха! Учитель: Правильно Пасха!

Учитель: Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых, который, Своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти.(5) Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы, победа Добра над Злом. – Неделю перед Пасхой называют Страстной Седьмицей. Каждый день на Страстной неделе предназначен для определённых дел. Сейчас ученики первой группы расскажут нам, чем наши предки занимались на страстной неделе. Ученики: Страстная неделя Последнюю неделю Великого поста называют Страстной. Объясняется это тем, что на богослужении в каждый день этой недели читают отрывки из Святого Евангелия, в которых повествуется я о страданиях (страстях) Иисуса Христа. Каждый день Светлой седьмицы посвящается воспоминанию о каком­нибудь евангельском событии. Великий понедельник посвящается чуду иссохшей смоковницы. Великий вторник – последним беседам Иисуса Христа со своими учениками. Великая среда – пребыванию в доме прокажённого Симона.

По народному обычаю, в Светлую среду, люди собирали снег. Затем талую воду солили оставшейся прошлогодней четверговой солью и этим раствором обливали скотину. Считалось, что это сбережёт её от напастей и болезней. Великий четверг посвящён воспоминанию о Тайной вечере. В этот день на Руси принято было готовить соченное молоко. Делалось оно из конопляного и льняного семени. На рассвете им поили домашних животных, чтобы сберечь их от разных болезней. Допускались к этой процедуре исключительно женщины. Вообще Страстной четверг связан с множеством поверий. По старинному обычаю в этот день необходимо встать до зари и начинать чистку с себя, а потом уже приступать к уборке дома. Отсюда и название – Чистый четверг. В этот день обязательно ходили в баню, мылись и приговаривали: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка». Также ходили в Чистый четверг и на реку. Причём окунались в воду в любую погоду. По народному поверью, водица должна была принести здоровье и силу. Ещё в Чистый четверг совершали обряд омовения «с серебра». Для этого накануне в воду кидали серебряную монетку. Вернувшись домой после церковной службы, освящённой свечкой на окнах и косяках выжигали охранительный крест. Существуют поверья, связанные с четверговой солью. Эта соль считалась очищенной от всякой скверны и наделялась невероятными целебными свойствами. Хранилась она целый год. Эту соль вы можете сделать в домашних условиях. Для этого со Страстной среды на Чистый четверг), насыпьте на чугунную сковороду соль, поставьте её в духовку и прокаливайте в течение 5 часов (с 23 часов до 4 утра). При этом пользуйтесь лишь чугунной посудой (сковородкой). Потом вытащите соль из духовки и остудите. Затем отнесите эту соль в церковь и освятите вместе с пасхальными яйцами.

Также в Великий четверг уже начинали украшать дом, печь куличи и красить яйца. Великая пятница посвящена страданиям Иисуса Христа. Страстная пятница является самым скорбным днём ­ днём траура. В этот день в церквях прекращался колокольный звон. В Страстную пятницу нельзя ничего есть до второй половины дня, когда будет совершён вынос плащаницы, символизирующий снятие Иисуса с креста. В этот скорбный день церковь призывает подумать, а не походим ли мы на людей, придавших Иисуса, не ищем ли еретиков и врагов в окружающих, не идём ли против своей совести для того, чтобы добиться материальных благ. Великая суббота посвящается погребению Иисуса Христа. Это день ожидания и покоя. В Великую субботу на Руси заклинали морозы, чтобы те не губили урожай. В этот день солнышко встречается с месяцем. По сему дню определяли погоду на предстоящее лето. Если денёк выдастся ясный, то будет хорошее лето, если же пасмурный, то – плохое. По народным поверьям, если не спать всю ночь со Страстной субботы на Светлое воскресенье, то это поможет уберечься от болезней, обеспечит богатый урожай, мужчинам ­ хорошую охоту, девушкам ­ удачное замужество. В Великую субботу красят яйца, являющиеся символом новой жизни и воскресения. В церквях освящаются куличи, яйца, пасхи. Есть такое поверье, если священное яйцо опустить в воду, предназначенную для умывания, то это принесёт красоту и здоровье. В Великую пятницу служба в церкви продолжается весь день, а в полночь наступает светлая радость Пасхи. Люди празднуют избавление от рабства дьяволу, начало новой жизни и дарование вечного. Страстная неделя является неделей самого строгого поста. В течение этого времени церковью не проводятся таинства венчания и крещения, не поминаются умершие не и не празднуются дни святых. Все верующие собираются в храме и уставляют для освящения припасенные куличи, паски и яйца. Служба идет всю ночь и заканчивается рано утром радостными восклицаниями "Христос Воскресе? – Воистину Воскресе!" Великий пост окончен, после утрени можно разговляться освященной снедью, поздравлять друг друга и праздновать! Ученик:

Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! С полей уже снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес.. Христос Воскрес! Христос Воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля. Весна идет полна чудес Христос Воскрес! Христос Воскрес! Учитель: Велик день – Пасха на матушке Руси. Обилен пасхальный стол – целый пир. Куличи, сдобы, крашеные яйца, пасхи. И сейчас ученики второй группы расскажут нам о главных блюдах пасхального стола. Ученик. Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. Может пролежать неделю и не зачерстветь. Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Учитель: Что принято дарить в этот день? Ученики: Крашенные яйца. Учитель:А кто из вас знает, почему мы красим яйца? (ответы и предположения детей) Существует несколько легенд, для чего мы красим яйца. Вот одна из них, которую поведают нам учащиеся. На Пасху принято красить яйца разными цветами, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что смерть победил Христос – Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит любого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому Римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо – сотворение мира, начало мира. Наши предки ­ славяне его так воспринимали. В некоторых местах, считалось, что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля. Вот тебе и вселенная. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде маленького желтого цыпленка. Но когда Мария стала говорить о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: « Это также

невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца. Самой главной традицией христиан на Пасху ходить в Храм на службу и на крестный ход. По возвращении со службы после окончания 49­дневного поста принято съедать яйцо. Но не просто съедать целиком одному, а обязательно поделить яйцо на части по количеству членов семьи и всем вместе его съесть. Наши предки свято верили, что этот обычай укрепляет семью, сохраняет в ней дружеские отношения и любовь друг к другу. Главный подарок на Пасху, конечно же, яйцо. Не простое, а крашенное. Крашеному пасхальному яйцу приписывались волшебные свойства. Существует такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара, помогает излечиться от различных болезней, добиться высокого урожая. Традиция украшать пасхальные яйца стала настоящим искусством. Люди обмениваются на пасху яичками, чтобы все худое, плохое, подстать скорлупе, отставало от нас, а наружу проклюнулось и вышло самое красивое. Учитель: Ребята, а вы знаете, как красили яйца на Пасху? (ответы детей). Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка.

Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Что же это за писанка такая? Как её делали? Интересно? Сейчас я вам расскажу… Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Все прочие считались не символами, а простым украшением яйца. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, – развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный. Но писанки не просто раскрашивали…Узоры, выписанные на яйце, обязательно несли в себе определённый смысл, т.е. были символами. Существует достаточно много символов для росписи… Например: Сосна - символ здоровья. Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.

Символ души. Голубь Сеточка - символ судьбы. Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь. Дубок - символ силы. Точечки Сливы - символ любви. Хмель - символ плодородия. Любая ягодка - символ плодородия; матери. Цветочки - символ девичества. - символ плодородия. Ученик. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе ещё готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела российская ювелирная фабрика знаменитого Карла Фаберже. Для российской императорской семьи было создано 71 яйцо, до наших дней сохранилось 62. Традиционно внутри каждого яйца должен был содержаться какой­либо сюрприз – живописные миниатюры с портретами членов императорской семьи, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов. В настоящее время 10 пасхальных яиц хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.

Учитель: В старину вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. В каждой игре победитель забирал яйцо. В конце игр подсчитывалось количество у каждого игрока. И сейчас ученики 3 группы покажут нам старинные игры. 1. «Чоканье яиц» Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло. 2. «Раскручивание яиц» По команде раскручиваются яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель. 3. «Катание яиц». Учебник кладётся на пенал, таким образом, получается «горка». По команде участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель. 4. «Сталкивание яиц» По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику. 5. «Битва яиц» Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.

Творческое задание Учитель: А сейчас каждый из вас раскрасит яйцо. «Украшение яйца в стиле декупаж». Дети раскрашивают заготовки яиц из папье­маше, используя символы и цвет. Выставка работ. Учитель: Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя? Ученик: Потому что на крест он пошёл ради спасения людей. Учитель: Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? Ученик: Они верят, что воскреснут так же как и Иисус. Учитель: Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? Ученик: Христос воскрес. Воистину воскре). Учитель: Какой главный подарок преподносят православные родным и близким на Пасху? Ученик: Крашенки, писанки, крапанки. Учитель: В завершение нашего урока, я хочу напомнить вам ещё одну традицию: в пасхальную неделю любой желающий может подняться на колокольню и поупражняться в колокольном звоне. Храм Господний озарён Солнцем золотистым. Льётся колокольный звон – Звон пасхальный чистый. Зажигает лица он Радостью сердечной. Ведь поёт пасхальный звон Нам о жизни вечной.

Дорогие ребята, я вас еще раз поздравляю со Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира. Поздравьте с Пасхой своих близких. Чаще радуйте своих родителей добрыми поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!