(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

Старший воспитатель: Русакова Ю.П. М.о. г. Воскресенск МДОУ детский сад комбинированного вида №18 «Улыбка»

Занятие включает в себя 4 образовательные области:

  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество (рисование)
  • Социализация (театрализованные игры)

Программное содержание:

Образовательные задачи: формирование положительного отношения к труду; знакомство с творчеством И.А. Крылова посредством басни «Стрекоза и Муравей» .

Развивающие задачи: развитие творческих способностей детей в изобразительной и театрализованной деятельности; развитие трудовых навыков.

Воспитательные задачи: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей; совершенствование нравственного развития детей путём воспитания навыков трудолюбия; закрепление понятий «труд-хорошо» , «лень-плохо» .

Словарная работа: введение в активный словарь детей следующих слов: трудолюбие, лень, безделье-печаль-наказание.

Материалы и оборудование: хрестоматия с баснями; альбомные листы; карандаши; костюмы Муравья и Стрекозы; домик; мётлы; грабли.

Предшествующая работа: Беседа о трудолюбивых и ленивых

План проведения занятия:

I часть – в группе

II часть – на прогулке

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто вы сидите, дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей) .

Молодцы! Дома вы всегда заняты чем-то полезным, помогаете маме, папе, бабушке и дедушке, свои младшим братьям и сёстрам. Как люди говорят о человеке, который много трудится? (Ответы детей) . Правильно, трудолюбивый человек. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде.

  1. ребёнок: Терпение и труд всё перетрут
  2. ребёнок: Без труда не вынешь и рыбку из пруда
  3. ребёнок: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
  4. ребёнок: Птицу узнают в полёте, а человека в работе

Воспитатель: Спасибо ребята! Дети, мы уже с вами знаем, что у каждого живого существа есть место его трудов. И все существа на земле должны трудиться, и люди, и животные, и насекомые, и птицы. Но бывает и так, что не все трудятся. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых и ленивых. Вот с такими героями басни И.А. Крылова я хочу вас познакомить.

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза «До того ль, голубчик было?
Лето красное пропела В мягких муравах у нас -
Оглянуться не успела, Песни, резвость всякий час,
Как зима катит в глаза. Так, что голову вскружило».

Помертвело чисто поле; «А, так ты…» - «Я без души
Нет уж дней тех светлых боле, Лето красное всё пела», -
Как под каждым ей листком Ты всё пела?
Был готов и стол, и дом. Так пойди ж и попляши!»

Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт:
И кому на ум придёт

На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена
К муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой;
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты лето?» -
Говорит ей Муравей

Воспитатель: Ребята, о ком рассказывается в басне? (Ответы детей) . Правильно о Стрекозе и Муравье.

Что делал муравей? (Ответы детей) . Да, Муравей всё лето трудился, готовился к зиме.

Что сказал муравей стрекозе? (Ответы детей) . Муравей ответил Стрекозе «Ты всё пела? Это дело: так пойди ж и попляши!»

А что же делала всё лето Стрекоза? (Ответы детей) . Верно, Стрекоза всё лето ничего не делала, только пела.

Ребята, как можно охарактеризовать муравья? (Ответы детей) . Правильно, Муравей трудолюбивый.

А Стрекоза, какая она? (Ответы детей) . Верно, она ленивая.

Дети, так к чему приводит лень? (Ответы детей) . Правильно, лень приводит к печали – «злой тоской удручена» и к наказанию – осталась наша стрекоза на зиму без тёплого дома и пищи. Конечно, немного жаль Стрекозу и даже можно осудить Муравья за то что, он не был милосерден к Стрекозе, но видно, по мнению И.А. Крылова она этого заслуживала.

Дети, давайте разыграем эту басню, но сделаем нашу стрекозу грубой, невоспитанной, так чтобы зрителям не стало, её жаль.

Разыгрывание сценки «Стрекоза и Муравей»

Действующие лица:

  • Чтец- воспитатель
  • Стрекоза – ребёнок
  • Муравей – ребёнок

Чтец: Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт:

Выходит стрекоза, закутанная в платок, Чтец участливо кладёт руку на плечо Стрекозы. Стрекоза неожиданно очень грубо отвечает Чтецу.

Стрекоза: И кому на ум придёт

На желудок петь голодный!

Чтец продолжает участливо относиться к Стрекозе и знаками показывает на дом Муравья, советуя постучаться. Справа стоит домик, около него Муравей пилит бревно. Стрекоза идёт к домику и начинает грубо разговаривать с Муравьём.

Стрекоза: Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей

И пытается оттолкнуть муравья, пройти в дом. Муравей отстраняет её.

Муравей: Кумушка, мне странно это
Да работала ль ты лето?
Стрекоза нахально отвечает
Стрекоза: До того ль, голубчик было?

В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час
Так, что голову вскружило».
Муравей удивлённо отвечает ей

Муравей: А, так ты…
Стрекоза перебивает Муравья
Стрекоза: Я без души
Лето красное всё пела

Муравей поучительно отвечает ей
Муравей: Ты всё пела? Это дело
Так пойди ж и попляши!

Воспитатель: Спасибо наши артистам, за хорошую работу. Видите, какой невоспитанной и грубой оказалась наша стрекоза и её ничуть не жалко, правда ребята.

А сейчас я приглашаю вас нарисовать рисунки по сюжету басни.

(Продуктивная деятельность детей)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим ваши работы. Все они очень красивые. Вы трудились с любовью, поэтому они получились такие замечательные. Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали. (Ответы детей) .

Правильно, мы говорили о труде, трудолюбии, о том, что все должны трудиться. Что труд это хорошо, а лень плохо, и от безделья всегда идёт печаль и наказание. Вы все очень трудолюбивые ребята, вы потрудились в группе, а ещё нам предстоит потрудиться на участке. Я приглашаю вас на прогулку.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как много листьев на нашем участке, надо их убрать. Я приготовила для вас мётлы и грабли. Давайте вместе с вами потрудимся, приведём наш участок в порядок, а затем будем играть в интересные игры и радоваться тому, что мы сегодня сделали много полезных дел, а не бездельничали.

(Коллективный труд детей на участке)

Молодцы, ребята! Каким чистым и красивым стал наш участок. Это потому что вы трудились с любовью. Огромное вам спасибо. А тот, кто хорошо потрудился, может хорошо отдохнуть, приглашаю вас в игру.

Конспект занятия.

Дата __________

Направление. Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни.

Тема беседы. Что такое трудолюбие?.

Цель: Создание условий для осознания школьниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.

Задачи:

    Осмысление детьми сущности понятия «трудолюбие».

    Развитие способности формировать суждения, аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.

    Формирование собственной позиции в отношении важности труда в жизни людей.

    Коррегировать личностные взаимоотношения.

Форма проведения : беседа с элементами диалога.

Ход беседы.

1. Организационный этап.

Педагог : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. А прежде я хочу задать вам несколько вопросов:

    Как вы понимаете выражение: «Лень – мать всех пороков?»

    Почему человек иногда ленится?

    Перечислите пороки, которым приводит лень.

(Самый убедительный ответ будет выбираться.

Красная карточка – ответ понравился,

синяя – нет,

зелёная – остался равнодушен.)

2. Основной этап .

Послушайте стихотворение.

- О чём пытается нам сказать автор этих строк?

Кровать лежебоке высока.

Полы от кровати далёко,

Слезать лежебоке – морока.

Вот и лежит лежебока

Спит лежебока без срока.

Уже отлежал он бока.

Спит и вздыхает глубоко:

Кабы ещё бы два бока!

Вопросы для обсуждения:

    Какого человека называют лежебокой?

    Подберите к слову «ленивый» слово с противоположным значением.

    Как вы считаете, кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому?

Дети включаются в дискуссию и высказывают суждения.

Педагог:- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумаете и ответите на мой вопрос: «Правильно ли воспитывают героя этого стихотворение?

Обоснуйте свой ответ, объясните, почему вы считаете именно так.

2.На Гошкиной ладошке

Проклюнулась мозоль -

Чуть больше хлебной крошки,

Чуть меньше, чем фасоль.

Разволновалась мама:

« К директору пойду.

Пусть завтра же отменят

Уроки по труду».

Ходил, насупясь, папа,

Рассерженно гудел:

«Учитель – просто шляпа,

Увечье проглядел!»

На труд пеняла тётя,

И бабушка, и дед:

«Школьная работа

Идёт дитю во вред!»

А между тем у Гошки

Мозоль была от ложки.

(Г. Граубин.)

Педагог: Итак, дорогие ребята вы поняли, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшей маме и хлопочущей весь день бабушке.

А как вы считаете, какие качества характера человека помогают ему быть трудолюбивым?

Думаю, нам всем будет интересно и поучительно послушать, какие домашние обязанности вы выполняете?

Что у вас получается хорошо, а что – не очень? Существует ли бесполезный труд?

Дети включаются в диалог.

Педагог: Воля, чувство долга, ответственность – без этих важных, мужественных черт характера невозможен никакой труд. С другой стороны, все эти качества как раз и развивают в процессе труда.

Известный российский писатель В. Закруткин писал:

«Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни – создано трудом. Только труд приносит человеку счастье».

Труду следует учиться всю жизнь, овладевая новыми умениями и полезными навыками, иначе может получиться так, как у несчастной неумелой мартышки из басни И. А. Крылова:

Чтение басни.

3.Мартышка вздумала трудиться:

Нашла чурбан, и ну над ним возиться!

Хлопот мартышке полон рот:

Чурбан она то понесёт,

То так, то сяк его обхватит,

То поволочет, то покатит.

Рекой с бедняжки льётся пот;

И, наконец, она, пыхтя, насилу душит,

А всё ни от кого похвал не слышит.

И не диковинка, мой свет!

Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Педагог: Вы, наверное, слышали крылатое выражение

«Кто не работает, тот не ест».

Что оно означает? (Дети формулируют суждения).

Знаменитые слова

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»,

принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что люди и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.

Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.

Пётр Первый .

Труда Пётр Первый не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того, Чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству».

Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев (золотая монета достоинством 10 рублей), но Пётр сказал: « Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: « Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по нескольку часов в день.

Вопросы для обсуждения:

    Что заставляло Петра Первого трудиться?

    Для чего вообще трудится человек?

(Дети включаются в диалог.)

Педагог : Мне очень важно сейчас услышать ваш ответ на вопрос:

Какому человеку интересней жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит побездельничать? Почему?

(Звучат суждения учащихся.)

Суждения

Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, часто бездельник очень «занят»:пустословит по телефону, часто ходит в гости, сидит у телевизора и смотри все подряд, долго спит. А ведь ещё Вольтер сказал: « Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».Как вы понимаете это изречение?

Педагог:

Какая работа приносит вам радость?

Почему возникает эта радость?

Дети высказывают суждения, после чего педагог кратко резюмирует сказанное словами А. Сент – Экзюпери:

« В радость человеку только то,

над чем он хорошенько потрудился,

так уж он устроен».

Но трудолюбие – это и организованность, способность максимально собраться и полностью отдаться делу. Вы же очень часто «загораетесь» новыми идеями, начинаете чем – то заниматься и понимаете, что так много дел вам не под силу.

Зачитывается отрывок для обсуждения

Конечно! Взрослые всё за ребят делают, а потом удивляются: «Ах, трудное воспитание! Трудовое воспитание…»

- «Ах, они белоручками растут!»

А я считаю, не только в этом дело! Увлечься нужно чем – то с детства! Вон сколько кружков замечательных – и выпиливание, и фотография, и биологический. Прямо глаза разбегаются! Во все сразу записаться хочется!

А мы вас и записали сразу во все. Да, вы теперь будете выпиливать лобзиком, фотографировать, собирать гербарий…

Заниматься шахматами, спортивным плаванием, играть на гитаре и в театральном кружке.

Да, но как же мы всё успеем?

Нет, ты слышал? « Как мы всё успеем?»

А что ты удивляешься? Есть ещё среди нас такие, что не любят шахматы, театр…

Ну почему? Я люблю…

Которые не умеют плавать…

Умею – умею!

Да, жаль. Придётся вычеркнуть его из всех кружков.

Подождите – подождите! Сразу вычеркнуть… Очень вы быстрые! Ладно, я попробую.

Да? Тогда значит так: сейчас идём в бассейн, сидим на старте и выпиливаем лобзиком…

Так – так…

По выстрелу стартера прыгаем в воду.

- Простите, не понял прыгаем… вместе с лобзиком?

Да нет, какой ты непонятливый! С гитарами! Плывём и играем!

Но…как же мы поплывём…с гитарами? Руки заняты…

А мы на спине!

Да, плывём на спине, на шее фотоаппарат, в зубах сачок для бабочек!

Ну, допустим. А когда же заниматься в театральном кружке и шахматами?

Не проблема! Ставим Шекспира прямо в воде, а приплывём к финишу – там шахматы!

Быстренько разыграем какую - нибудь сицилийскую защиту и плывём назад…

К лобзикам?

- А я смотрю, вы уже соображаете! Тогда на старт! (Хлопок стартового пистолета и все « поплыли»

Минуту! Куда вы поперёк бассейна плывёте?

За бабочкой!

Погляди, он её не сачком, а гитарой ловит!

- (плывёт на спине, играет на гитаре и поёт) Клён ты мой опавший… Ух, хороша водичка!

- (тоже поёт) Я встретил вас… Ой, какая бабочка! (Продолжает петь.) И всё былое в душе моей переплелось… когда я вас булавкой уколол…

Кстати, вы не забыли, что вы ещё член фото кружка? Где ваш аппарат?

Аппарат? Гм. Ах, аппарат… Вы знаете, он меня, как камень, ко дну тянул. И я его подарил.

Кому?

- Рыбам. Пусть у них тоже будет фото кружок…

Ой, скоро финиш, а у нас ещё Шекспир не поставлен! Кто будет Отелло?

Только не я! Не могу же я играть Отелло, богатого человека, военачальника в одних плавках!

А давайте поставим сказку « Колобок» !

Почему именно « Колобок»!

А он же совсем голый из дома убежал…

Поздно. Мы приплыли – финиш! Ой, ещё шахматы…

Быстренько разыграем сицилийскую… Вам шах!

Чем? Вот этим ферзём? Да мы его сейчас… сачком поймаем.

Нет, сачком нельзя!

А записываться сразу во все кружки можно? Так можно только отбить охоту чем – либо заниматься!

Педагог: Как видим, заниматься сразу десятком дел очень неразумно. Человек должен стремится постигать всё постепенно, трудясь над каждым из них кропотливо и упорно.

3. Заключительный этап .

А теперь я попрошу вас вспомнить пословицы и поговорки о труде и его антидоде.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Живот, да головка – всегда у ленивых отговорка.

Лежебоке и солнце не впору всходит.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.

Педагог : А сейчас я предлагаю изобрести « лекарство» от лени и коротко, одним – двумя предложениями его представить

Итог занятия

Педагог: Ну что же, мы завершаем наш разговор, и нам осталось подвести итог. Я прошу каждого самому себе честно ответить на вопрос:

- «Насколько я трудолюбив?» Обсуждать вопрос не нужно ни с кем, Можно это сделать дома, с родителями. Даже если ответ вам самим не очень нравится, не огорчайтесь, всё можно изменить. Ведь теперь вы все хорошо понимаете, как важно любить труд, который созидает. Всё лучшее на земле. До свидания, я вас очень люблю и верю, что всё у вас получится.

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)

Шеломенцева Ольга Ивановна - воспитатель МБДОУ д/с № 25 «Мозаика» г. Королев Московской области. Педагогический стаж 4 года. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».

О трудолюбивых и ленивых. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы

Цель: воспитание духовно-нравственной культуры детей посредством художественной литературы.
Задачи:

– расширять представления детей о труде;

– воспитывать ценностное отношение к собственному труду, к труду других людей и к его результатам;

– воспитывать внимание к окружающим людям, желание радовать их;

– развивать творческое воображение;

– воспитывать любовь к классической музыке;

– продолжать формировать способность анализировать результаты своего труда и труда сверстников.

Методы и приемы:

– игровые;

– наглядные (показ, демонстрация);

– словесные (художественное слово, беседа);

– драматизация басни;

– художественное творчество;

– слушание классической музыки.

Технологии:

– игровая;

– здоровьесберегающая;

– личностно-ориентированная.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество». Предварительная подготовка: знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Оборудование: шаблоны, материалы для изготовления аппликации.

Х О Д З А Н Я Т И Я

В о с п и т а т е л ь. Ребята, я прочту вам стихотворение-загадку « Без чего не проживешь?» (Читает стихотворение В. Викторова). Знают мамы, знают дети, Знают взрослый и малыш: На безногом табурете Ни за что не усидишь; Без колес не сдвинешь воза, Хоть впряги в него коня, Не спасешься от мороза, Если в печке нет огня. От иголки мало толка, Если нитки нет в иголке. Так и руки без труда Не годятся никуда. Кто уже понял, без чего человек не может прожить? (Ответы детей: «Без труда»). Молодцы. Вы уже догадались, что сегодня мы продолжим размышлять о трудолюбии и лени. Давайте порассуждаем. Послушайте пословицу: муравей невелик, а горы копает. Почему маленький муравей может преодолеть трудную работу? (Ответы детей: «Он трудолюбивый, не ленивый и т. д.) Все верно. Вот о таком муравье я вам сейчас расскажу. (Читает рассказ «Настойчивый муравей»).

«Бежал маленький черненький Муравей. Спешил домой. Нес своим муравьятам маленькое маковое зернышко. Вдруг видит: лежит на дороге тыквенное зерно – большое, сладкое, ароматное. Отложил Муравей в сторону маковое зернышко. Взвалил на спину тыквенное, но не удержал. Свалилось оно. Так он приподнимал зерно много раз, но оно все сваливалось и сваливалось. Вдруг услышал Муравей: кто-то тихонько смеется. Оглянулся: сидит у дороги Стрекоза. – Ты приподнял зерно уже тысячу раз, – сказала Стрекоза. – Неужели тебе не надоело? Ведь ничего у тебя не выйдет. Оставь зерно, пусть лежит себе. – Не выйдет у того, кто считает неудачи, – ответил Муравей. И снова взялся за зерно. Взвалил его на спину и понес домой. Больше зерно не сваливалось».

В о с п и т а т е л ь. Ребята, вы уже сказали, что муравей трудолюбивый, а еще какими словами можно охарактеризовать муравья?

Д е т и. Настойчивый, терпеливый.

В о с п и т а т е л ь. Верно. А сейчас давайте поиграем. Физкультминутка Дети выходят на ковер.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, давайте дотянемся до облака. Поднимем ручки и потрогаем его, какое оно мягкое, пушистое. А теперь подбросьте его вверх! Кто выше? Еще раз, еще раз. Теперь мы будем ветерком! Дунем на наше облачко вправо, там – Юг. Теперь дунем налево – там Север. Молодцы.

В о с п и т а т е л ь. Предлагаю поиграть в «живые картинки». Хотите? Мы с вами уже учили басню И. Крылова. Кто вспомнит ее название? Правильно – «Стрекоза и Муравей». Мы даже рисовали трудолюбивого Муравья и ленивую Стрекозу. Кто желает вспомнить басню по ролям? Хорошо, Саша будет Муравей, а Ирочка будет Стрекозой. Слова автора прочту я. Выходите, чтобы вас было видно. Представим непогоду, холод. Стрекоза ползет к Муравью. И р а. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!

С а ш а. Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?

В о с п и т а т е л ь. Говорит ей Муравей. И р а. До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас – Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило. С а ш а. А, так ты… И р а. Я без души Лето красное все пела.

С а ш а. Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!

В о с п и т а т е л ь. Чудесно справились со своими ролями Саша и Ира. Молодцы. Ребята, почему нам не жаль Стрекозу? (Ответы детей). Правильно, она не трудилась, ленилась, поэтому заслужила наказание. (Вопрос к детям). Хотите быть похожими на Муравья? Давайте потрудимся и вместе сделаем коллективное панно-аппликацию, где изобразим, как над цветами порхает Стрекоза. По шаблонам дети вырезают цветы, траву, Стрекозу и наклеивают на общий фоновый лист. Музыкальное оформление: звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла « Времена года». Обсуждение общей работы Дети высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, полученными в ходе занятия.

В о с п и т а т е л ь. Какие вы трудолюбивые, дружные, терпеливые! И работа ваша общая получилась красивой и аккуратной! Вы потрудились на славу, можно и поплясать. Можно выйти из-за стола и отдохнуть, покружиться под музыку. (Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», дети танцуют

Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу [email protected]

Внеклассное занятие на тему: «Трудолюбие и лень»

Воспитатель: Зарипова Д.З. 6 класс

Цель: Формировать у воспитанников представления, что трудолюбие

является первоосновой жизни для человека.

Задачи: Развивать нравственные стимулы к труду.

Воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, желание

трудиться и приносить пользу окружающим.

Корригировать речь, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление.

Оборудование: карточки с заданиями, магниты, словарь С.И. Ожегова, чашки с зерном, мукой, хлебом, ИКТ.

Ход урока:

Орг. момент.

Тема нашего урока зашифрована в виде таблицы, разгадав её вы узнаете тему нашего урока.

Вычеркните парные буквы .

И

Значение слова Трудолюбивый по Ожегову: Трудолюбивый- любящий трудиться.

По Ожегову: Лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Мини сценка. Народная сказка «О Лени и трудолюбии»

Жили-были Лень и Трудолюбие. Как-то Трудолюбие набрало зерна на поле, принесло домой и спрашивает, кто пойдет на мельницу муку молоть. Лень отвечает, что она не пойдет.

Взяло Трудолюбие зерно и отнесло на мельницу, а Лень потом тоже прибежала. Спрашивает Трудолюбие, кто понесет муку домой, а Лень отвечает, что она не понесет. Отнесло Трудолюбие муку домой, само тесто замесило, само печь затопило, само хлеба напекло да пирогов вкуснейших.
Накрыло Трудолюбие стол и спрашивает, кто будет кушать. Лень первой за стол села, да еще и ложкой по столу погромыхивает…

Вывод : « Где работают – там густо, а в ленивом доме – пусто»

А сейчас у нас открывается клуб под названием « Время работать»

Делимся на три команды.

Задание. «Кто больше назовёт пословиц и поговорок о труде и лени»

(Дети называют пословицы)

Терпенье и труд всё перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда – не вынуть рыбку из пруда.

Хочешь есть калачи не сиди на печи и т. д.

Какой сделаем вывод?
Чтобы быть трудолюбивым и добиться успехов в каком либо деле, нужно проявлять настойчивость и терпение. Не лениться и доводить начатое дело до конца! Без труда нельзя достигнуть высоких результатов, добиться уважения и материальных благ.

Как сказал А. П. Чехов «Без труда не может быть чистой и радостной жизни»

Всё в этом мире зависит от труда. Все виды трудовой деятельности связаны между собой.

Например, на работу не вышли учителя? Что будет? (Ответы детей)

Даже за один день можно научить человека многому, а ведь учитель учит людей всех профессий. Каких профессий?Как вы думаете? (швей, врачей, водителей, строителей, электриков и т. д.)

Не вышел на работу пекарь?

Все будут без хлеба.

А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу?

Мы останемся без еды.

Вывод: « Жизнь - это труд» И он необходим в жизни человека.

(Слайд № 2)

Ребята, а каким общественно полезным трудом занимаетесь здесь у нас в интернате? (Ответы детей) Дежурство по школе, жилому корпусу, в столовой, ухаживание за школьным двором т. д.

Но не забывайте, что учеба и хорошие знания ваш главный труд, в процессе которого закладывается фундамент знаний, необходимых будущему специалисту. И всё же вы просто обязаны выполнять и в школе, и в доме, где вы живёте, посильную работу.

«Учёба и труд рядом идут»

А сейчас я хочу вас проверить: действительно ли вы разбираетесь в профессиях. Для этого мы поиграем в игры. Наш клуб « Время работать» продолжает свою трудовую деятельность .

Игра « Знаю кто? Написать названия профессий.

Ткань, швейная машинка………………..одежда.

Мука, тесто, печь ………………….......хлеб.

Кирпич, раствор ……………………….дом.

Кисти, краски, холст ………………….картина.

Доски, инструменты …………………….мебель

Игра « Третий лишний» Вычеркнуть лишнее слово.

    массажист, парикмахер, ножницы

    агроном, семена, строитель

    почтальон, писатель, телеграмма

    подъёмный кран, машина, крановщик

    ветеринар, котёнок, дедушка

    учитель, продавец, воспитатель

Игра «Где я был?» Ответить на вопросы.

- Я видел комбайн. Где я был?

- Я видел станок. Где я был?

- Я видел шприц. Где я был?

- Я видел много книг. Где я был?

-Я видел спектакль. Где я был?

-Я видел медведя. Где я был?

Конкурс « Кто каким делом занят?

Каждая команда готовит по две пантомимы, изображающие людей, занятых каким- либо делом.

Задание. По движению рук, ног, тела догадаться, каким именно делом занят человек. (Например: пилит, играет на скрипке, рубит, копает, шьёт, делает укол.)

А теперь чтобы закрепить наши знания по профессиям проведём физминутку.

Физминутка.

Давайте немножко отдохнем и станцуем танец «Мастера». (Под музыку педагог имитирует работу с различными инструментами, а дети повторяют за ним движения).

«Топорики» - Дети складывают ладони вместе, попеременно касаясь ими плеч и колен.

«Молоточки» - Производят удары кулак о кулак.

«Рубанок» - Руки – на уровне пояса, ладони, имитируя движения рубанком, параллельно полу, двигаются то вправо, то влево.

«Пила» - Правую руку сгибают в локте, ладонь сжимают в кулак, имитируя движение пилы. Затем то - же самое повторяют левой рукой.

«Маляр» - Превращаем в кисть правую (левую) руку. Пальцы – волосы кисти, они мягкие и упругие. Макаем кисть в краску и плавными, широкими движениями красим сверху вниз, слева направо, по косой, стараясь не пропустить ни одного участка стены.

Ребята, вы много читали стихотворений, сказок о труде и безделье. Давайте сейчас вспомним эти произведения.

1.Какая девушка за свое трудолюбие была вознаграждена поездкой на бал? (Золушка)

2. Госпожа метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то её облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку? (Смолой её облило).

3.Кто и в какой басне И.А. Крылова «все лето красное пропела?» (Стрекоза и муравей)

4.В каком стихотворении С.Я. Маршака убежали книжки . (Книжка про книжки)

5. Из какого стихотворения К. И. Чуковского слова: « Убежало одеяло, улетело простыня….» (Федорино горе)

Таблица (на доске)

Итак, если человек трудолюбивый какой у него характер? Если ленивый?

Какое настроение у трудолюбивого? И у ленивого?

Кто из них сможет купить всё необходимое, еду, одежду?

А теперь мы с вами отправимся в страну ребусов. (Слайды)

Итог:

Вы у меня сегодня молодцы, хорошо поработали, много знаете о трудолюбии и лени, о профессиях. Я думаю, что в дальнейшем вам это пригодиться. Все активно участвовали.

Как вы думаете мы достигли поставленной цели?

А теперь по цепочке ответьте на вопросы:

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Я понял, что…

На этом наше занятие окончено. Всем спасибо. Молодцы ребята.

Урок 15 Тема: Трудолюбие и леность

26.10.2011 12968 1413

Цели урока:

- ознакомление учащихся с понятиями «трудолюбие» и «леность»;

- объяснение ребенку, что только труд облагораживает мысли, чувства и дела человека

- привитие детям стремления быть трудолюбивыми.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница».

Ход урока

1. Круг радости

Ø Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку.

Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали.

Парам-пам-пам.

Парам-пам-пам.

Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.

Тили-тили, трали-вали,

Это братцы мне по силе,

Откажусь теперь едва ли.

Парам-пам-пам.

2. Поговорим

¨ Ребята! Как вы думаете, какого качества не хватает Антошке?

¨ А какого человека можно назвать трудолюбивым?

¨ Выполняли ли вы какую-нибудь работу с радостью?

¨ Что вы испытывали после такой работы? (Ответы детей).

Ø Конечно же, любую работу можно делать с любовью. Просто нужно изменить свое отношение к ней. Не нужно превращать работу в каторгу. Задумайтесь. Делая что-либо, мы, в первую очередь, делаем это для себя. Как приятно потом пожинать плоды своих собственных трудов. Как приятно, когда дома чистота и порядок, когда мама видит, что ты не равнодушен к ней, помогаешь ей, ее лицо начинает светиться от счастья.

3. Обратимся к учебнику

Ø Наша мудрая «Азбука» разъясняет, что такое «трудолюбие» и «трудолюбивый человек». Откройте ее страничку и ознакомьтесь с ее содержанием. Запомните эти определения.

Ø Трудолюбие – это духовная ценность человека. Трудолюбивый человек – это человек, любящий мыслить, учиться, трудиться, творить и созидать.

Ø Прочитайте стихотворение «Азбуки». Будьте внимательны при его чтении.

¨ Расскажите, что создается трудом человека?

¨ А что вы можете добавить к этому стихотворению? (Ответы детей).

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба,

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час –

И мы трудиться будем.

4. Чтение произведения. С.Я.Маршак «Кот и лодыри»

¨ Какие чувства и настроения в этом стихотворении?

¨ На какие вопросы дает вам ответы это произведение? (Ответы детей).

5. Творим в тетради

Ø А сейчас тетрадочка-«Помощница» приглашает вас потворить на своей страничке. Вы конечно же внимательно прочитали стихотворение С.Маршака «Кот и лодыри». Интересно, какими предстанут на страничках тетрадки герои этого произведения? (Дети творят в тетради).

6. Игра-упражнение

Ø Все в этой жизни не возникает само по себе, просто так. Все создается трудом. И человек стал человеком благодаря своему трудолюбию. Принято говорить: «Труд облагораживает человека». Это, действительно, правда.

Ø Если бы мы не трудились, мы не достигли бы того уровня, на котором сейчас находимся. Человек так бы и жил в пещере, ел сырое мясо и думал, что Земля квадратная. Он никогда бы не увидел нашу красивую планету со стороны. Никогда бы не смог подняться в голубое небо, увидеть космос. Труд – это движение вперед, это прогресс, порыв, путь к новому, неизвестному, дорога в будущее. Наши предки всегда ценили труд других и уважали трудолюбивых людей. О труде сложено множество пословиц и поговорок. А вы их знаете? Давайте проверим, кто из вас знает больше всех пословиц о труде. Для этого разделимся на две команды. Произнося пословицу, вы должны рассказать о том, чему она нас хочет научить. (Дети соревнуются).

7. Домашнее задание

Ø Дома прочитайте рассказ «Слово и дело» (О.Гумирова). Ответьте на вопросы «Азбуки».

Ø В «помощнице» выполните Задание 2. Кроме того, в тетрадочке для вас есть очень интересное задание. Напишите пятистишие о труде и трудолюбии (Задание 3). (Учитель обучает детей составлять «синквейны» – пятистишия. Методика составления синквейнов такова: первая строка – существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных; третья строка – три глагола; четвёртая строка – фраза по теме; пятая строка – одно слово – заключение. Например: первая строка – «цветок»; вторая строка – «красивый», «душистый; третья строка – «украшает», «расцветает», «пахнет»; четвертая строка – «очень люблю такие цветы»; пятая строка – «радость». Или: первая строка – «мама»; вторая строка – «красивая», «добрая»; третья строка – «любит», «ласкает», «обожает»; четвёртая строка – «я её очень люблю»; пятая строка – «тепло»).

Ø Наша «помощница» приготовила для вас и ваших родных занимательный тест, который поможет определить каждому из вас насколько сильно вы любите трудиться (Задание 4). Протестируйте своих близких и друзей.

8. Круг «От сердца к сердцу»

Ø Сегодняшний урок «Самопознание» я хотела бы закончить словами русского поэта Н.Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Ø Давайте повторим эти строки.

Ø Действительно, ребята, для того, чтобы не стоять на месте, мы должны не лениться, а трудиться и совершенствоваться. В нашей жизни не должно быть места ни грамму лени.

¨ Ребята, что вы поняли на этом уроке? (Дети делятся мыслями).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.