Ольга Кульбаева
Конспект занятия + презентация «Откуда к нам пришла бумага»

Программное содержание :

Дать детям знания о том, как делается бумага : бумагу делают из деревьев , деревья растут очень долго, на изготовление бумаги затрачивается труд многих людей.

Материал : предметы, сделанные из дерева. Различные виды бумаги .

Ход занятия . Воспитатель обращает внимание детей на предметы, стоящие у него на столе.

Назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (Дети перечисляют предметы)

Все предметы разные, но скажите, что их все объединяет? Что у всех этих предметов общее? (Если дети будут затрудняться, воспитатель просит их сказать, из какого материала сделаны все предметы.)

Да, все эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит бумага ? Вот об этом вы сегодня узнаете.

Сегодня я хочу вам рассказать о том, откуда же пришла к нам бумага . Вы узнаете, какой путь прошла бумага , прежде чем стать такой, какой вы ее видите.

Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева ? Конечно, бумага не растут на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу . От дерева до бумаги длинный путь .

Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Там за оврагом участок тайги, где топором помечены деревья. Их надо спилить. Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине) и одно за другим падают на землю деревья.

Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактора. Они обрубают ветки, вяжут накрепко и стягивают стволы железными канатами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Голубая дорога. Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется будто вся река запружена лесом. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга. Образуют заторы (место на реке, где собираются много бревен и они дальше не проходят, а чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики (рабочие, которые сплавляют лес по реке) . Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепленные бревна. И вот они снова продолжают свой путь по голубой широкой дороге.

Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат . Вот бревна зашагали из цеха в цех. Деревья там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Его месят и разливают по формам. Все это делают машины. Они разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага . Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны . Бумага готова .

Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки магазинов. Чей труд вложен в подготовку каждого листочка бумаги ? Какие профессии людей вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики) .

Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради относитесь к ним бережно.

Бумага – это материал для письма, печатания, рисования, упаковки, гигиенических нужд и т.п. Обычно бумагу делают в виде листов или рулонов. Сырьём служит целлюлоза, которую в свою очередь получают из растительного материала или вторсырья (тряпьё, макулатура).

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Брёвна привозят на завод.

Из целлюлозы делают бумагу.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как делают бумагу Радзина Р.Г 344з2

Первые писчие листы делали из папируса. Papyros – это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 м, и стебли у него до 7 см в диаметре.

Потом для изготовления бумаги стали использовать особый вид крапивы – крапива коноплевая

Велись поиски нового материала. И он был найден. В качестве сырья стала применяться древесина.

Производят бумагу на целлюлозно - бумажном заводе.

Брёвна привозят на завод.

Из брёвен получают щепу – мелкие щепки. Её варят в специальном растворе.

Затем из щепы получают целлюлозу.

Из целлюлозы делают бумагу.

Наматывают огромные рулоны бумаги.

Большие листы бумаги на станках режут на маленькие листы.


ПРОЕКТ ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖЕНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУМАГИ

МАЛЬКОВСКИЙ АРТЕМ АЛЕКСЕЕВИЧ

УЧЕНИК 3 «Б» КЛАССА

ШКОЛА №54

РУКОВОДИТЕЛЬ:

КАСЬЯНЫЧЕВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

УЧИТЕЛЬ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Цель проекта

1)Познакомиться с историей появления бумаги и её

производства в наши дни.

2)Рассказать другим о том, что узнал.

  • Значение слова бумага.
  • 2. Кто, где и когда изобрел бумагу?

  • Технологический процесс производства бумаги.
  • Макулатура.
  • Вывод.
Бумага

Бумага. Она везде и всюду сопровождает нас. Современный человек

не мыслит себя без нее. Пишем,читаем, рисуем, режем и разглядываем картинки … Совсем порой и не задумываясь мы бесконечно много ее тратим.

Что означает бумага? Кто и где ее придумал? Из чего, как делали ее

раньше и производится сейчас? Какие интересные факты о бумаге можно узнать, есть ли связь между использованием бумаги и состоянием окружающей среды?

Цель моей работы установить и доказать, что изобретение бумаги

это величайшее достижение человечества. Докажем, что использование бумаги оказывает отрицательное влияние на

состояние окружающей среды.

Изобретение бумаги

Бумагу изобрели китайцы. Они стали делать ее из размоченных

растительных волокон. В Европу бумага попала между 1000 и 1100 годами.

Постепенно бумагу начали изготовлять и здесь. Оказалось, что ее можно

делать не только из растений. Бумагу стали делать из дерева, тряпок и даже...

из старой бумаги. Так оказалось, что бумагу можно было использовать

Бумага была изобретена в Китае важным чиновником при дворе императора – Чай Лун.

Это открытие имело важное значение не только для Китая, но и для всего мира. Имя Чай Луня по праву входит в число имён величайших изобретателей в истории человечества.

Изготовление бумаги в наши дни

Бумагу производят на бумажных фабриках.

Основным сырьем для производства

бумаги является древесная целлюлоза.

Целлюлозу получают из лесных пород:

в основном из ели, сосны и березы, но

используют также эвкалипт, тополь,

каштан и другие деревья.

На фабрике машины сдирают с деревьев кору, измельчают в щепки.

Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы - механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идет на производство, например, газет.

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные оберточные материалы.

В этом случае щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.

Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей.

К обрабатываемой бумажной массе может быть добавлена макулатура, но лишь после удаления чернил. На этом этапе производства обрабатываемая масса, состоящая из древесных волокон и воды, называется бумажным сырьем.

Затем на специальной перерабатывающей машине меняются форма и структура бумажных волокон. Для этого к бумажному сырью добавляют дополнительные вещества. Например, клеи - их присутствие в писчей бумаге отталкивает влагу. Или смолы - благодаря им, написанное на бумаге чернилами на водной основе, не растекается и легко распознается человеческим глазом. Бумага, используемая для печатания, не требует такого проклеивания, как писчая, потому что печатные краски готовятся не на водной основе и не растекаются.

После этого бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители или пигменты, - например, мелко размельченные вещества для мелования. Так, добавки каолина делают бумагу белой и непрозрачной.

Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

Сначала кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на два вала и все время вращается, перенося бумажную кашицу вперед. На сеточном участке начинается образование бумажного полотна, называемое формованием листа. Это происходит благодаря удалению воды из волокнистого материала. По мере продвижения бумажной массы по ленточному конвейеру часть содержащейся в ней воды вытекает через ячеистые отверстия, и бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя так называемую рулонную ленту.

Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют.

В конце сеточного участка еще сырое бумажное полотно перемещается в секцию прессования, которую также называют "мокрым прессованием". Там бумажное полотно механически обезвоживается и еще больше уплотняется.

Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

Применение бумаги

Из бумаги изготавливают : газеты, книги, деньги, тетради, салфетки, картон и многие другие товары.

Этапы изготовления бумаги из макулатуры:

1. Замочить старую газету в мисочке.

2. Слить воду.

3. С помощью миксера или деревянной ложечки превратить размокшую бумагу в однородную массу.

4. Для получения цветной бумаги добавить в массу немного краски.

5. Переложить массу в другую мисочку и добавить воды.

6. Опустить в миску проволочную сетку, на которой осядет будущая бумага.

7. Постелить кусок ткани на гладкую плоскую поверхность. Быстро и осторожно перенести на нее сетку с бумажной массой и положить массой вниз.

8. Плотно прижать сетку и осторожно снять. Бумажная масса должна остаться на ткани.

9. Накрыть массу вторым куском ткани и плотно прижать.

10. Накрыть полиэтиленовой пленкой, сверху положить груз.

11. Через несколько часов, когда масса станет уже бумагой, осторожно снять полученные листы и разложить их на газеты для полной просушки.

12. Высохшей бумагой можно пользоваться.

Макулатура - отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья.

Утилизация макулатуры имеет большое значение, так как её применение позволяет экономить древесное сырьё.

Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 - 50 шт. больших ёлок и сосен).

Макулатура – бережет наши леса!!!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История возникновения бумаги

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ

ГЛИНЯНЫЕ ТАБЛИЧКИ Их неудобно было переносить и хранить, они тяжелые, хрупкие, легко ломались

ЕГИПЕТСКИЙ ПАПИРУС

ПЕРГАМЕНТ ИЗ КОЖИ Пергамент был очень тяжелый и дорогой. На изготовление одной книги уходило стадо телят.

Секрет изготовления бумаги китайцы хранили в тайне многие столетия. Через 800 лет бумагу научились делать по всему миру. В качестве сырья применяется древесина.

Производят бумагу на целлюлозно-бумажных заводах

Сначала нужно заготовить древесину, спилить множество деревьев.

БРЕВНА ПРИВОЗЯТ НА ЗАВОД

Из брёвен получают щепу – мелкие щепки, затем её ВАРЯТ В СПЕЦИАЛЬНОМ РАСТВОРЕ

Получается кашица, ее отжимают и подают на бумагоделательную машину. Кашица распределяется, сушится, гладится.

Готовая бумага накручивается на огромные валы.

Наматываются огромные рулоны бумаги.

Потом режется на листы и складывается в пачки. Бумага ГОТОВА!!!

Лесорубы дерево срубили, На станке на части разделили, Чурбачки на щепки порубили, И в растворе долго их варили. А потом всю жидкость отжимают, Валиком утюжат, сушат, гладят. Так выходит чистый лист бумаги Для журнала, книги и тетради.

В нашей жизни бумага встречается повсюду, используется повсеместно.

ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?

Деревья- важная часть природы. Они украшают нашу планету!

Лес-дом для многих животных и птиц.

Деревья очищают наш воздух!

Надо экономно использовать бумагу, чтобы сберечь деревья. Из использованной бумаги (ее называют макулатурой) можно снова сделать бумагу. Так мы сохраним жизнь множеству деревьев в наших лесах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру в старшей группе "История возникновения Москвы".

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с основателем родного города....














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия:

  1. Познакомить детей с историей появления бумаги;
  2. Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;
    1. рассказать о ее назначении и изготовлении;
    2. развивать исследовательские действия, воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  3. Развивать память, внимание, мышление, речь;
  4. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

Материал к занятию: Образцы бумаги для рассматривания, салфетки, вода, клей ПВА, крахмал, нетканые салфетки (полотенца), доски для лепки, горох (или любой другой материал в качестве пресса)

Ход занятия

Входит воспитатель и вносит Буратино , который держит в руках конверт с письмом.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гость, поздоровайтесь с ним. (Дети здороваются, Буратино им отвечает).

Воспитатель: Но Буратино пришёл к нам за помощью. Он получил письмо из школы, в котором лежат кусочки разной бумаги и написан всего один вопрос: “Для чего это нужно?” Давайте рассмотрим эти кусочки и попробуем помочь Буратино.

Дети рассматривают бумаги и высказывают свои предположения.

Воспитатель: А как вы думаете, если бы человек не придумал бумагу, чем можно её заменить? (Предположения детей.)

Воспитатель: Молодцы, хорошо придумали. Действительно, (начинаем смотреть презентацию)

Слайд 2: Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага.

Сначала писали на сырых глиняных табличках. Наши далекие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст. После этого таблички можно было посылать друг другу, в том числе и на весьма большие расстояния. Но эти письма-плитки были очень неудобными (тяжелыми и хрупкими), а их изготовление отнимало очень много времени.

Слайды 3 и 4: В Древней Греции и в Риме люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Это уже был существенный прогресс, так как слой воска позволял стирать старый и писать на той же дощечке новый текст. На Руси такие покрытые воском дощечки называли церами.

Слайд 5: А вот наши предки-славяне наносили свои тексты на бересту, то есть на наружный слой березовой коры. Их древние письма называют берестяными грамотами.

Слайд 6: Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса (местное растение), снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Слайд 7: Книга того времени представляла собой папирусный свиток. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана

Слайд 8: Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергаме делали материал для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергаментом. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нем было легче писать, причем с обеих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоемко, и он был дорогим материалом.

Слайды 9 и 10: До изобретения бумаги в Китае писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке. Но шелк был всегда очень дорогим, а бамбук - очень громоздким и тяжелым. На одной дощечке помещалось в среднем 30 иероглифов. Легко представить, сколько места должна была занимать такая бамбуковая "книга". Не случайно пишут, что для перевозки некоторых сочинений требовалась целая телега.

Слайд 11: Но собственно бумагу изобрел в Китае Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Слайд 12: Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад, и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли секрет изготовления бумаги и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

Слайд 13: Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798 году.

Слайд 14: В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Но дерево растет долго, а бумаги людям нужно много. Кроме того, деревья и другие растения нужны, чтобы очищать воздух, которым мы дышим. Люди стараются беречь леса, поэтому придумали машины, которые изготовляют новую бумагу из использованной (макулатуры).

А вы хотите попробовать сами изготовить бумагу? (Ответы детей, идем изготавливать бумагу, материал взят из книги “Научные опыты”).

Буратино (после того, как бумагу положили на просушку): Спасибо вам, ребята. Я сегодня узнал много нового, только не все новые названия пока выучил. Давайте ещё раз повторим... (Буратино задаёт вопросы по просмотренному материалу, дети отвечают, воспитатель помогает в случае необходимости.) Потом Буратино прощается, просит разрешения прийти ещё.

Изготовление бумаги своими руками

1. В качестве основы берем 2-3 салфетки, измельчаем их (можно порвать на мелкие кусочки руками или порезать ножницами, чем мельче, тем лучше)

2. Заливаем эти обрезки водой, лучше тёплой.

3. Добавляем в нашу смесь чайную ложку клея ПВА и столовую ложку крахмала, чтобы лист был эластичным и мог гнуться.

4. Перемешиваем эту смесь, получается жидкая каша.

5. Выкладываем нашу кашу на сетку из-под детской мозаики (выкладываем тонким ровным слоем). Для этого лучше всего в ёмкость, на которой стоит экран (поднос, противень и т.п.) налить воды, так, чтобы она покрывала сетку с массой. Разравниваем кашу и потом сливаем всю воду.

6. После этого промакиваем наш “лист” бумаги полотенцем до тех пор, пока он не станет почти сухой.

7. Настало время для окончательной сушки. Оставляем лист под прессом (горох) чтобы он не покоробился.

8. После окончательной сушки у нас получилась очень красивая бумага ручной работы.