Наша религия – религия мира, любви и милосердия. Распространение любви является неотъемлемой ее частью, а подарки одним из его средств. Дарение подарков является сунной Нашего любимого пророка (мир ему), который заповедовал дарить подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего за доброе дело.

В хадисе сказано: «Дарите подарки, и меж вами будут укрепляться чувства любви, уважения друг к другу».

В исламе существует этикет дарения подарка и определенные правила относительно вручения и принятия подарков:

1. Истинная цель вручения подарка заключается в стремлении к довольству Аллаха посредством укрепления отношений и распространения мира, любви и дружбы. Поэтому, подарок должен выбираться так, чтобы доставить благие эмоции и, не коим образом, не оскорблять и причинять обиду.

2. Дарите подарки лично, наедине, а не на публике. Человек, которому вы подарили подарок, имеет право выбирать, когда и при каких обстоятельствах ему раскрыть подарок.

3. Сразу после принятия подарка, не подобает убирать его в сторону в присутствии человека, который вручил подарок, это может обидеть его. Подарок в сторону нужно убирать в отсутствии дарящего.

4. Стоит придерживаться умеренности в подарках, не стоит излишествовать (что может поставить человека в затруднительное положение) и также слишком скупиться (что может показать пренебрежение и обидеть). Но это не значит, что следует заострять свое внимание на цене, количестве подарка. Самая главная ценность в подарке – это искренность.

5. Если человек отказывается от подарка, следует уважительно спросить о причине отказа и иметь это ввиду на будущее. Если от подарка отказались из-за непонимания и безосновательных предположений, правильнее будет поставить все точки над и и разъяснить ситуацию.

6. Мотивом вручения подарка должны быть только любовь и уважение, а не стремление восполнить свои потребности и желания.

7. Подарок, врученный с целью извлечь какую-либо выгоду, не является подарком, это взятка.

8. Если намерением вручения подарка является обретение покаяния в мире вечном, то тогда это также не является подарком, это – милостыня (саадака).

9. Правильнее будет принимать подарки от таких людей, которым вы доверяете, от праведных и доброжелательных.

10. Не следует вручать подарок, наличие которого может поставить человека в затруднительное положение, подарок не должен причинять трудности.

11. Не стоит пренебрежительно относиться к врученному подарку. Но также и не следует кичиться и хвалиться полученным подарком. На подарок следует отвечать подарком. Если же человек не обладает средствами на ответный подарок, то ему, по крайней мере, следует поблагодарить его. Посланник Аллаха (мир ему) учил, что тот, кто не проявляет благодарности людям, не благодарит Всевышнего.

12. От подарка нельзя отказываться из-за низкой стоимости, не качественности или небольшого наличия.

13. От подарка нельзя отказываться из-за гордости или высокомерия.

14. При отправлении подарка с кем-либо, убедитесь, что человек через которого вы отправляете подарок, является надежным и доставит его до адресанта.

15. После вручения подарка не стоит обсуждать или спрашивать о его цене, количестве, качестве и т.д. в присутствии дарящего.

16. Подарок можно передарить или отдать его другому. После вручения подарка, хозяин вправе распоряжаться им, как пожелает.

Мы просим Аллаха принять наши благие деяния и намерения и даровать нам лучший из даров в этом и следующем мире.

Нет человека, которому бы не нравились подарки. Одни люди предпочитают их получать, другие же — дарить. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) советовал верующим делать друг другу подарки, поскольку именно так проявляется любовь.

У мусульман принято дарить подарки во время больших праздников, например, на Уразу-байрам или Курбан-байрам. Но чаще всего мусульмане не ищут повода, а дарят подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего за доброе дело.

Этикет дарения в исламе

Подарки представляют собой свидетельство особого отношения к человеку во всех культурах мира. Не является исключением и мусульманская умма, членам которой предписано. Дарение в этом смысле выступает прекрасным способом расположить к себе других людей и укрепить отношения внутри собственной общины.

У арабов для обозначения дарения используется слово «аль-хиба». Его можно перевести как «совершение пожертвования». Это слово позволяет рассматривать дарение не только сквозь призму личностных отношений в случае возникновения симпатии между людьми, но и как один из важных аспектов благотворительности, которая помогает решать острые социальные проблемы (борьба с бедностью, помощь тяжелобольным и так далее).

В исламском праве дарение определяется как безвозмездная передача права собственности от одного человека (дарителя) к другому (получателю дара).Что нельзя дарить мусульманину

В Священной Книге Аллах множество раз употребляет одно из Своих имён - Аль-Ваххаб («Дарующий). Например, обратим внимание на аят из суры «Сад»:

«Неужели у них есть сокровища милости Твоего Господина, Обладающего безграничным могуществом и Дарующего» (38:9)

То есть дарение разного рода благ – один из атрибутов Самого Всевышнего. Человек, радующий окружающих какими-то подарками, фактически демонстрирует щедрость, готовность помочь безвозмездно другим. Это, безусловно, благородные качества, актуальные для всех мусульман. Аят из суры «Хашр» об этом убедительно свидетельствует:

«Мусульмане Медины (ансары) … не являются скупыми и даруют переселившимся из Мекки единоверцам блага…» (59:9) .

Категорически запрещено требовать подарок назад. Ибн Аббас (радыяллаху анху) передавал слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который поедает собственные рвотные массы.(Бухари, Сахих, 53, 906, 1105). Представьте, сколь омерзительно желание взять назад то, что уже отдано другому.

Собственно, именно поэтому возвращение подарка считается не самым красивым поступком, который может расцениваться как признак скупости человека. Его можно совершить, если имеется взаимное согласие сторон либо если подобное решение было принято судебным органом. Тем не менее, в Шариате обговорены случаи, когда возврат подарка невозможен:

1) Получатель подарка в знак благодарности делает ответный жест, предоставляя дарителю вознаграждение.

2) Если одариваемый сумел прирастить изначальный подарок, то он не должен его возвращать. Например, человек получил какую-то ткань, из которой сшил себе рубашку. Эту рубашку даритель не имеет права требовать обратно.

3) Смерть дарителя. Его наследники не могут требовать у получателя подарок обратно, так как они не были причастны ни коим образом к договору дарения.

4) Получатель дара теряет право собственности на него после его продажи, дарения, уничтожения. Следовательно, даритель в этом случае будет не у дел.

5) Подарок супругов друг другу тоже не может быть потребован обратно.

Отметим также, что в исламе не принято одаривать верующих в честь дня рождения.

Хотя запретов не так много, но всё же следует о них помнить. Мусульманам нельзя дарить вещи, которые считаются харамом. Многие знают, что не стоит покупать алкоголь или свинину, но эти ингредиенты не должны присутствовать в подарке даже в малом количестве. Например, бывает шоколад с ромом или торт со свиным желатином. Также, выбирая подарок мужчинам, стоит помнить, что Ислам не разрешает носить золото и шёлк. Поэтому в чёрный список попадут любые украшения из этого металла - кольца, браслеты, запонки, равно как и шелковые галстуки. Воздержитесь от дарения картин с изображением живых существ, так как считается, что в такой дом не входят ангелы. По этой же причине не нужно покупать одежду с изображениями живых существ. Абсолютно неуместно дарить статуэтки, будь то ангелочки, распятия или талисманы для фэн-шуй.

1) не стоит дарить спиртные напитки и вообще любые вещи, содержащие спирт, к ним также относятся духи, одеколоны, сладости с алкоголем, например, шоколад с ромом или коньяком;

2) нельзя для дарения использовать мясо (сырое или обработанное) и какие-либо изображения свиньи, потому что это запрещено Кораном;

3) не выбирайте для мужчин золото и шелк в качестве презента, если хочется преподнести украшение, лучше выбрать серебро.

4) не нужно покупать мусульманам любые сувениры, подарки с изображениями живых существ. В Исламе считается, что в дом с изображением живности не могут войти ангелы.

Ответный подарок

Отвечать на подарок подарком является сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А мы, будучи правоверными мусульманами должны следовать его сунне и стараться походить на него во всем.

Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Отвечайте добром тому, кто проявил к вам добро. Если у вас нет, что можно ему подарить, то совершите за него дуа, дабы он знал, что вы ответили благом на его благое деяние» (Абу Дауд). По преданию от многих сахабов, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда отвечал на подарки, подаренные им (Абу Дауд, Тирмизи).

Что подарить мусульманке?

Идеальный подарок для мусульманки. Как его выбрать?

Универсальный рецепт хорошего настроения вашей мамы, жены, сестры или дочки – сделать неожиданный, но очень приятный подарок. Каждая представительница прекрасной половины планеты подтвердит, что красивая коробочка с подарком заставляет нас испытывать особую детскую радость, а уж если после того, как, открыв заветный свёрток, мы увидели то, о чём давно мечтали, то в сердце поселяется радость и становится как-то светло и безмятежно.

Вывод: дарите своим женщинам подарки, не прогадаете! Вот несколько беспроигрышных вариантов:

1. Букет. Когда женщине вручают букет, она сразу расцветает на глазах, возможно, краснеет или робеет. Но даже принимая их как должное, у нее, как и у остальных красавиц, повышается уровень окситоцина в крови. Окситоцин в свою очередь вызывает чувство удовлетворения, снижения тревоги и чувство спокойствия рядом с партнером. Многие исследования доказали его связь в человеческих отношениях, в повышении доверия и уменьшения страха. Окситоцин может влиять на области мозга, ответственные за поведение, страх и тревогу. В свою очередь, у мужчин повышается уровень тестостерона, ведь они становятся более уверенными в себе, да и каждому нравится видеть счастливую вторую половинку.

2. Красивый хиджаб (шарф, платок, палантин). Для каждой мусульманки самый нужный подарок – это, конечно же, хиджаб. Новый платок полностью меняет образ, и наверняка тот, который подарит муж, будет самым любимым.

3. Аксессуары. Сумка, кошелек, ремень или часы – все это, казалось бы, обыденные вещи, но если они куплены, красиво упакованы и подарены с любовью, то непременно вызовут восторг и станут причиной хорошего настроения вашей женщины.

4. Украшения. Все женщины любят украшения: одни – золото, другие – серебро, а есть те, кто предпочитают оригинальную бижутерию. Если вы не уверены, что именно нравится вашей супруге, то, к примеру, лаконичный серебряный браслет и скромные серьги понравятся практически каждой даме.

5. Новый экземпляр Корана с подставкой для чтения. Такой подарок станет особым. Выбирая Священную Книгу, обратите внимание на шрифт – пусть он будет крупным и удобно читаемым.

6. Красивые чётки. Это прекрасный подарок для мусульманки, которая проводит много времени с чётками в руках.

7. Исламское произведение искусства. Это может быть шамаиль ручной работы, каллиграфия, гравюра. Женщин притягивают красивые вещи, и такой подарок будет украшать дом и долго радовать сердце супруги.

8. Фотосессия. Подарить впечатления – беспроигрышный вариант. Фотосессия – вполне оригинальный подарок. Само собой, выбирая фотографа для жены, надо найти профессионала женского пола.

9. Абонемент. Бассейн, фитнес, курс лечебного массажа – выберите то, что больше по душе вашей жене, и это станет для неё идеальным подарком.

10. Корзина с лакомствами. Корзина, полная фруктов и ягод. Чайная коллекция с разными сортами – белым, зелёным, пуэром, мате, каркаде, ягодным или фруктовым. Набор полезных изысканных лакомств в виде сухофруктов и тёмного шоколада – все эти варианты обрадуют каждую женщину.

Говорите с вашими женщинами, прислушивайтесь к ним и тогда, вы непременно сможете выбрать то, что так желанно им.



Подарок мусульманину

Вопрос подарков всегда ставит нас в тупик. Особенно когда речь идет о подарке мужчине. На самом деле вариантов может быть огромное множество – главное интересоваться тем, что нравится вашему мужчине. Обратите внимание чем он любит заниматься в свободное время, какими качествами он обладает и что вызывает у него блеск в глазах.

1. Коран. Бесспорно, самый лучший подарок для мусульман. Выбрать его не составит проблем. Очень достойный подарок - книги небольшого размера в кожаной обложке и на замке: такой Коран удобно брать с собой, при этом он хранится в чистоте и более долговечен. Также прекрасно подойдет в подарок Коран на цифровых носителях, например, ручки, читающие Коран.

2. Миски. Чаще всего миск применяется именно мужчинами-мусульманами. Суть миска в том, что он не содержит в составе спирта. Существует огромный выбор запахов, вы можете выбрать что-то на свой вкус – мужчине мусульманину обязательно понравится ваш подарок.

3. Коврики для совершения обряда намаза и четки . Этот подарок точно придётся по вкусу любому мусульманину. Коврик можно выбрать как дорожный, если ваш муж часто путешествует, так и для дома. Четки можно купить из благородных камней илиименной гравировкой.

4. Посуда, ваза, шкатулка. Посуда, изготовленная в арабских странах, отличается красивым и богатым внешним видом. На прилавках можно встретить всё разнообразие форм и размеров, цветов и узоров. Также удивительно прекрасным дизайном отличаются и шкатулки с вазами. Зачастую их щедро украшают камнями и узорами, часто умельцы расписывают вазы прекрасной арабской вязью. Если ваш мужчина ценит подобные вещи, то непременно обрадуется такому подарку.

5. Часы, призывающие к молитве . Их ещё называют часами с азаном – призывом к совершению намаза. Как вы сами понимаете, подарок этот очень нужный и рациональный, и очень приятный для каждого мусульманина. Он сможет собственноручно настроить часы или воспользоваться уже готовой программой – и никогда не опоздать к намазу. Вы можете купить обычные часики, а можете заказать многофункциональный механизм, который не только позволит установить точный длительный график молитв, а сможет даже прочесть вам аяты и суры, когда вы сами этого захотите.

6. Оружие . Все мусульмане мужского рода испытывают большую тягу к оружию, особенно к холодному его виду. Например, какому мусульманину не придется по душе красивый нож или кортик, острая сабля или меч, лук со стрелами или старинный арбалет? Зайдя в любой оружейный магазин, вы сможете с легкостью выбрать что-то для своего парня. Кроме того, здесь же можно будет приобрести какие-нибудь красивые и необычные ножны или орудие для заточки холодного оружия.

7. Хофы, или кожаные носки . Такой подарок практичен: он прослужит долгую службу своему хозяину, так как хофы не предназначены для ежедневной носки.

8. Перстень . Не только женщинам свойственна тяга к аксессуарам, мужчине-мусульманину могут нравиться перстни, поэтому если вы знаете об этом пристрастии своего мужчины – можете смело отправляться в ювелирный магазин в поисках нужного кольца. Помните только одно: золото покупать нельзя ни в коем случае. Всё остальное подойдет.

9. Товары для здоровья. Для мусульман всегда актуальны товары для укрепления здоровья. Сейчас в продаже свободно можно приобрести семена и масло чёрного тмина. Согласно хадисам, это растение помогает от всех болезней. Также в Исламе много говорится о пользе мёда и оливкового масла, поэтому бутылочка масла первого отжима или баночка натурального мёда всегда будут кстати.

10. Мусульманские сувениры. Если вы ищете недорогой подарок для мусульман, то обратите внимание на сувениры с исламской тематикой. Можно купить наклейки, магниты на холодильник, закладки для книг, брелки или подвески в машину.

Маликова Эльвира
Исламский портал


Количество показов: 1586

Община мусульман! Тема, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию на первый взгляд кажется вроде бы и незначительной, но она очень важна для сплочения общины, для сближения сердец верующих, для того, чтобы мы не забывали близких нам людей.

Речь пойдет о подарках, которые мы дарим друг другу в разное время, и по разным поводам. К этому нас призывал и наш благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Значит, дарение подарков – это немаловажное дело.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Обменивайтесь подарками, и вы полюбите друг друга!». (Бухарий в книги «аль-Адаб аль-Муфрад»).И это очевидно, что дарение подарков служит именно этой цели.

Сам благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дарил людям подарки, а если ему дарили что-нибудь, он принимал дар и радовался ему. Этим же путем следовали и правоверные сахабы, и те, кто были после них. И в наши дни все люди доброй воли придерживаются этого красивого обычая.

Из преданий явствует, что когда сахабы возвращались из дальних странствий, они обязательно привозили своим домочадцам какие-то подарки. В крайнем случае, они привозили с собой сивак для чистки зубов.

В рассказах о табиинов мы находим сведения о том, что посылая подарок своему брату, они сопровождали его словами: «Мы знаем, что ты не нуждаешься в этом, но посылаем тебе как свидетельство того, что мы помним о тебе, и чтобы ты для нас важен!».

Кадий Шурейхь (да будет милость Аллаха над ним) когда его угощали чем-нибудь, как правило, клал на тарелку в ответ какой-то гостинец.

Примеров, свидетельствующих о таком красивом обычае, множество . Но для того чтобы такое похвальное дело было полным и сам подарок лучшим образом выражал благородную цель, заложенную в самом факте дарения, следует обратить внимание на некоторые моменты:

Во-первых следует подчеркнуть: ценность подарка заключается не в его цене, а в том душевном тепле, которое ты вкладываешь в него, посредством этого подарка ты показываешь свое внимание к своему близкому человеку.

Об этом как раз и говорится в хадисе. Обращаясь к женщинам мусульманкам наш благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идет всего лишь об) овечьем копыте! ». (Бухарий).

Ибн Хьаджар написал по этому поводу: «Хадис этот призывает к тому, что не следует отказываться от малого в качестве подарка, потому что не всегда выпадает возможность делать большие подарки, а малые подарки притом условии, что дарят их регулярно, увеличиваются… кроме этого, они далеки от неискренности!».

Эти слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращены и к мужчинам, но, по мнению ученых богословов здесь женщины названы по той причине, что они подаркам придают большее значение, чем мужчины; и чаще пренебрегают малым подношениям.

И поистине, некоторые стесняются делать маленькие или недорогие подарки, а на большие и дорогие подарки не имеют средств. И не сосчитать, какое количество благ они теряют при этом, сколько друзей забывают друг друга, сколько родственных связей обрывается!

Даже при наличии средств не следует допускать расточительства при выборе подарка, особенно если малообеспеченные люди будут чувствовать себя неловко, глядя на твои излишества.

Кроме этого, следует обратить внимание на то, что подарок не обязательно должен быть новой вещью, это может быть предметом одежды или утварью, которой ты пользовался долгое время, и, возможно, что они будут представлять большую ценность, чем новая вещь, только что купленная в магазине.

Цель и ценность подарка наиболее полно раскрывается при нанесении на предмет поздравительных надписей – они должны быть искренними, от сердца, или сопроводить подарок текстом, написанным на чем-то. Это хороший обычай, у нас он сегодня используется мало, но заслуживает особого внимания.

Община мусульман! Несмотря на то, что сам благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывает нас к этому и что подарки имеют такую высокую ценность – многие из нас не отдают должного внимания этому обычаю. Более того одним из недостатков, в котором нассегодня,молодых мусульман,упрекают является то, что мы знаем, что положено принимать приглашение, и не хотим знать, что некрасиво приходить в дом, с пустыми руками.

И не обязательно, как говорилось выше, приносить дорогой подарок или денежную сумму, а можно отнести в дар любую вещь, исходя из своих возможностей, которая будет свидетельствовать о вашем неравнодушном отношении к близкому вам человеку.

Пусть услышанное слово принесет нам пользу по воле Аллаха! Пусть исполнятся наши благие намерения, Пусть Аллах по милости своей приблизит нас к делам, которые послужат нашему сближению и сплочению, и пусть Он отдалит нас от всего, что может помешать этому!

1.Достоинство дарения подарка

Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, cказал: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь об) овечьем копыте».

Сахих-аль Бухари

Имамы аль-Бухари и Муслим, да смилуется над ними Аллах, передали хадис о том, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подарили шёлковую одежду, и люди были поражены её красотой. Он же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Платок Са да ибн Му аза в Раю лучше этого".

Сообщается, что однажды ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала ‘Урве, да помилует его Аллах Всевышний:
«О сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодой месяц, потом ещё один, (всего же мы видели) три молодых месяца в течение двух месяцев, (и за всё это время) в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не разжигали огня 2 ».
(‘Урва сказал):
«Я спросил: “О тётя, что же поддерживало вас?”
Она сказала:
“Финики и вода, однако (помимо этого) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были соседи из числа ансаров, у которых были дойные верблюдицы или овцы, 3 и они приносили в подарок посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их молоко, а он поил им нас”».

Сахих аль-Бухари

2.Дарения того, что носить нежелательно.

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к дому своей дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах, но не вошёл к ней, и, когда домой вернулся ‘Али, она рассказала ему об этом. ‘Али спросил о (причине этого) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (на что) он ответил: “Поистине, я увидел на её дверях вышитую разноцветную занавеску!” Кроме того, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Что мне до мира этого!” После этого ‘Али пришёл к (Фатиме) и (обо всём) рассказал ей. Она сказала: “Пусть он велит мне сделать с ней то, что ему угодно”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Отошли её такому-то, семья которого испытывает нужду”».

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подарил мне полосатую шёлковую 1 одежду и я надел её, однако, увидев по его лицу, что он гневается, я разорвал её на куски и отдал своим женщинам 2 ».

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:


«( В своё время) ко мне приехала моя мать 1 , которая при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была многобожницей. Я обратилась за советом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: “Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет 2 , так следует ли мне поддерживать с ней отношения?” - (на что) он ответил: “Да, тебе (следует делать это)”».

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что однажды один человек попросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стадо овец, находящееся между двумя горами. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выполнил его просьбу, подарив ему все стадо целиком. Этот человек вернулся к своему народу и воззвал к ним: «О, люди! Принимайте Ислам! Клянусь Аллахом, Мухаммад раздаёт богатства, как человек, который не боится обнищать». Анас сказал: «Человек хотел принять Ислам, желая всего лишь мирские блага, а когда он принимал Ислам, религия становилась для него важнее, чем этот мир со всеми благами».

4.Подарок флакон духов женщине

: «Разрешается ли подарить флакон духов женщине, зная, что она нанесет их перед выходом на улицу? Будет ли грех на той, кто преподнесет подарок?»

Ответ:

Вся хвала Аллаху.
Нет ничего плохого в том, чтобы подарить духи женщине, так как это проявление любви и дружелюбия и дающая подарок получит за это награду.
Если женщина, которой подарили духи, использует их запретным способом, то в таком случае грех будет на ней.

Но если дающая подарок знает,что той, которой она их собирается подарить, будет использовать духи перед выходом на рынок, то не разрешено ей дарить их, потому что это является помощью в совершении греха.Всевышний говорит(интерпретация смысла): «но не помогайте друг другу в грехе и вражде.»[аль-Маида, 5:2] Конец цитаты.

Маджму’ Фатауа Ибн Бааз (20/62).(«مجموع فتاوى ابن باز″ (20/62)

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

5. Дарить подарки неверным в их праздники

Сказал Абу Хафс аль-Кабир, один из ученых ханафитов: «Тот, кто подарил в праздник найруз (один из праздников неверных) яичко неверному возвеличивая этот день, то он стал неверным в Аллаха, и его дела будут уничтожены»

И сказал аль-Кади Абу аль-Махасин аль-Хасан ибн Мансур аль-Хинки:

«Тот, кто купил в этот день, что то из того что не покупал обычно, или подарил в этот день подарок кому-то другому человеку, и хотел этим возвеличивания этого дня, так же как его возвеличивают неверные, то он стал неверным. Если же он хотел этой покупкой просто наслаждения, и развлечения, а подарком проявление хорошего отношения как это обычно принято, то это не будет неверием, однако это будет нежелательным, по причине нежелательности уподобления неверным, и нужно в этом случае остерегаться этого » (См. Аун ль Ма’буд 3\341)

Сказал Ибн Хаджар, комментируя этот хадис: «Извлечено из этого хадиса доказательство на нежелательность веселья во время праздников неверных и уподобление им. И шейх Абу Хафс аль-Кабир ан-Насафи из ханафитских ученых преувеличил и сказал, что тот, кто подарил в праздник яичко многобожнику возвеличивая этот день, то он стал неверным в Аллаха.» См. "Фатхуль -Бари", 2\442

6.Дарить взамен подарку.

Считается желательным (мустахаб), чтоб человек, получивший подарок, ответил на него, дав взамен что-нибудь равное или лучше. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь сделает тебе добро, ответь ему тем же, и если у тебя нет ничего, чтобы дать ему, тогда делай дуа за него (и продолжай делать), пока ты не будешь думать, что сделал достаточно» Передано Абу Даудом и ан-Насааи.

7.Прием подарка

что (однажды) Умм Хуфайд, тётка Ибн ‘Аббаса, да будет доволен всеми ими Аллах, прислала в подарок пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сушёный творог, топлёное масло и песчаных ящериц, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поел творога и масла, но не притронулся к ящерицам (, так как не любил их).
Ибн ‘Аббас сказал:
«(Однако другие) ели их за столом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а если бы (употреблять ящериц в пищу) было запретно, то их бы не ели за столом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ».

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приносили какую-нибудь еду, он всегда спрашивал: “Это подарок или садака?” — и если ему говорили, что это садака, он говорил своим сподвижникам: “Ешьте”, а сам не ел. Если же ему говорили, что это подарок, (пророк), да благословит его Аллах и приветствует, сразу же протягивал руку и ел вместе с ними».

8.Прием подарка с охоты

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) мы вспугнули зайца в Марр аз-Захране и люди стали гоняться за ним, но выбились из сил, а я догнал и схватил его. Потом я принёс (этого) зайца Абу Тальхе, который зарезал его и отослал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его задние ноги, а он принял это».
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал):
«…а он отведал его».

9.Принимать скромные подарки.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если пригласят меня отведать баранью ногу 1 , я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу, я обязательно приму (этот подарок)».

10.Прием подарка от многобожника.

Допустимо ли для мусульманина принять подарок от своего брата,который является кафиром или мушриком, или нет?

Ответ

Вся хвала Аллаху.
Мусульманину разрешается принимать подарок от своего брата, если он является кафиром или мушриком, так как это может способоствовать смягчению его сердца и Аллаx введет его в Ислам, ИншАллах.
И у Аллаха мы берем силы.
Фатва аль-Ладжна аль-Даима, 16/183

Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«( Однажды, когда) мы в количестве ста тридцати человек находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: “Есть ли у кого-нибудь из вас еда?” — и оказалось, что у какого-то человека есть около одного са‘ (муки), из которой было замешено тесто. А потом очень высокий человек с растрёпанными волосами из числа многобожников пришёл (к нам) и привёл с собой овец. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (его): “(Ты) продаёшь (их нам) или даришь?” Он ответил: “Не (дарю), а продаю”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) купил у него одну овцу, которая была забита и разделана, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел зажарить её потроха. И, клянусь Аллахом, среди этих ста тридцати человек не осталось ни одного, которому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не отрезал бы куска от этих потрохов, давая его каждому присутствовавшему и откладывая (кусок) для отсутствовавшего. А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положил (её мясо) на два больших блюда, и все люди наелись досыта, после чего на этих блюдах ещё осталось (мясо) и мы погрузили это на верблюда».

11. Принимать подарки от тех кто занимается растовщичеством

Шейха ибн Усеймина спросили: «Разрешено ли принимать подарки от тех кто занимается растовщичеством?»
Он ответил: «Основным принципом является, что подобное харам, по причине запрещенного способа их приобретения тем кто приобретает это, но не для того кто берет это в разрешенной форме.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) принимал подарки от иудеев, как в случае с иудейкой, которая дала ему овцу в Хайбаре. Он также имел с ними отношения; когда он умер его кальчуга была в залоге у иудея. Он делал это, не смотря на то, что они занимались ростовщичеством, как Аллах сказал нам о них (перевод смысла): « За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания.»
Основываясь на этом, разрешается брать подарки от того, кто занимается ростовщичеством, и также разрешено покупать и продавать ему, если только в избегании этого не будет пользы, в этом случае мы должны отстраниться от совершения подобного, по причине пользы.

Относительно принятиея того, что является запрещенным, то это запрещено для берущего и для других.
Например, если мне иудеи или хрстиане дадут в подарок вино (которые считают, что оно разрешено), то его не разрешено принимать, потому что подарок сам является харамом.


Аналогично, если человек украл деньги и дал их другому человеку, то не разрешено принимать их, потому что эти деньги являются харамом (по той причине, что они были украдены).
Лигаат аль Бааб ил Мафтух, 2, 1:76

12.О том какие подарки не следует отвергать.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не отвергал благовоний (, которые ему дарили люди).

13. Об отвратительности дарения неравноценных подарков своим детям

Сообщается, что ан-Ну‘ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:


«(Однажды) мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха 1 сказала: “Я не соглашусь (с этим), пока ты не попросишь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовать (дарение)”. Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” (Мой отец) ответил: “Нет”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям!” — после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой подарок».

14.Равномерное расходавние подарков и прочего.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!» Ахмад 2/295, Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

15. Принятия подарков, связанных с праздниками неверующих.

Среди ученых было разногласие в отношении принятия подарков, связанных с праздниками неверующих. Одни ученые запретили это, считая, что это проявление довольства праздником неверующих.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то подарил мусульманам подарок в дни этих праздников, противореча обычному положению дел - обычно он не давал подарки, кроме как в эти дни, то этот подарок не принимается. Особенно если этот подарок был из того, что уподобляет им самим, как например свечи и пр. в день рождения, или яйца, молоко и овчинное мясо, которое они раздают в день пятницы в конце своего поста. Точно также никто из мусульман не дарит никому подарков из-за этого праздника, тем более, если это из того что уподобляет неверующим как было упомянуто” [См. «Икътида ас-сырат», 1/227]

Другие же учение сочли это дозволенным, если будут соблюдаться принципы непричастности к неверующим, и они будут осознавать непричастность мусульман к ним и их празднику, а принятие подарка - не даст им повода считать, что мусульманин согласен с ними или не против их праздника. При таких условиях часть ученых разрешила это.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Ученые разногласили в отношении принятия от неверующих их подарков, связанных с их праздниками. Некоторые ученые сказали, что не дозволено принимать их подарки в их праздники, потому что это проявление довольства тем, что они совершают. Другие же ученые сказали, что в этом нет проблем. В любом случае, если не будет запретных шариатом элементов, как например если ты примешь подарок, то он сочтет это за одобрение праздника с твоей стороны - если этого нет, то нет проблем в принятии, а если есть - то лучше оставить” [См. «Маджму’уль фатауа», 3/13]

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, которого тошнит, после чего он возвращается к своей блевотине (и поедает её)».

Позволительно отцузабрать назад подарок сына.

Это позволительно, если служит вескому интересу, и если сын способен это вернуть, потому что Пророк (Салл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал: ”Не дозволено мусульманину дарить подарок, а затем его забирать, кроме в случае подарка, сделанного отцом своему сыну”. (Передали Имам Ахмад, Абу Дауд, аль-Тирмизи, ал-Насаа’и и Ибн Маджаh. Классифицировали как сахиих аль-Тирмизи, Ибн Хиббаан и аль-Хааким).

Маджмуу’ Фатаауа уа Макалат Мутнауи’аh ли Самахат аль-Шейх аль-’Алламаh ’Абд аль-’Азииз ибн ’Абд-Аллаах ибн Бааз (Рахима-хуллаах), том 9, стр. 300

Подготовил Ахмад Муслим

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Подарки усилят любовь между вами, а посему старайтесь это делать, дабы любить друг друга и укреплять между собою связь».

аль-Бухари

Подарки всегда очень приятно получать, но куда приятнее их дарить! Этому нас учит наш любимый пророк (мир ему и благословение Аллаха), он принимал подарки и всегда старался тем же ответить людям.

Подарки сближают сердца, вселяют в них радость, вызывают расположенность к тому, кто преподносит их. Всегда считалось, что умение создать настроение есть проявление хорошего тона. Само дарение наполняет человека любовью и добротой, оно делает человека душевно богатым. Ислам побуждает делать своим родным и близким то, что вы сами пожелали бы для себя, естественно и правильно дарить людям что-то приятное, чему вы сами обрадовались бы.

В наше время у людей сложилось ошибочное мнение, что у мусульман нет праздников, нет радости, одни только запреты, что нет даже поводов делать подарки… Но мы, мусульмане, никогда не должны забывать о том факте, что ислам – это совершенный образ жизни, который охватывает все стороны нашего бытия. И важнее всего показать миру, что ислам приносит в нашу жизнь огромную радость.

Проявление должного внимания и уважения к своим праздникам во многом определяет нас как мусульман. Поэтому необходимо показать красоту ислама через проведение религиозных праздников и других обрядов наиболее красочно и в атмосфере духовного торжества. Такая форма выражения радости является призывом к исламу. И от того, как будет представлена модель исламских празднеств, в частности, зависит формирование нового отношения к мусульманам и искоренение в общественном сознании неверных стереотипов об исламе.

Всемогущий Аллах повелел: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (Коран, 28:77). Это значит, что к праздникам так же, как и ко всем другим делам, следует относиться ответственно. И тогда праздник будет выглядеть великолепно даже в глазах немусульман.

Ислам предлагает верующим два повода для веселья, два праздника: праздник Разговения (Орозо-айт) и праздник Жертвоприношения (Курман-айт). Оба мусульманских праздника – повод для общей радости, это дни духовного подъема и полной покорности воле Всемогущего. Есть также еженедельный праздник мусульман – Пятница (Джума), которому следует уделять больше внимания, делать подарки и готовить сладости для своей семьи. Но вовсе не обязательно ждать наступления этих праздников, если у вас есть желание и возможность, то вы можете в любой день радовать родных и близких вам людей подарками.

Чтобы сделать правильный подарок, нужно хорошенько подумать, кому вы его собираетесь сделать и с какой целью, то есть первым делом, конечно, надо понять, насколько правильное у нас намерение. Все начинается с намерения, ведь именно оно определяет, будет ли для нас благо в дарении или же оно может обернуться для нас чем-то дурным. Дарить нужно что-то полезное, приятное, что не обидит человека.

Правильными целями мусульманина, который желает преподнести кому-либо подарок, должны быть следующие: достичь довольства Всевышнего, порадовав своего брата или сестру по религии, помочь кому-то в трудную минуту, поздравить с праздником. Подарки сближают людей, они помогают зародить в наших сердцах тепло и любовь.

Всем нам известно выражение: «Дорог не подарок, дорого внимание». Давайте не будем об этом забывать, постараемся сделать свои помыслы чистыми, тогда любой, даже самый маленький подарок принесет большую радость и баракат.